Бытие 38 глава
Иуда отходит от своих братьев, женится на хананеянке, двое его старших сыновей умирает от Божьей кары, двойня Иуды.
Иуда и Фамарь
На первый взгляд история Иуды и его невестки Фамари как-бы не имеет никакого отношения к общему контексту истории Иосифа – посреди которой она находится. Но это только на первый взгляд. Ведь уже то, что история Иуды и Фамари находится посреди истории Иосифа, дает основание полагать, что они взаимосвязаны. Если понять символическое значение истории Иосифа, то можно увидеть, что история Иуды и Фамари – это детализация символического значения истории Иосифа. А что она детализирует – увидим далее.
- Иуда женится на хананеянке:
1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.
2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.
3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.
4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан.
5 И еще родила сына и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его.
Как и история Иосифа, история Иуды также имеет символическое значение – она, как мы уже сказали выше, дополняет и уточняет символическое значение истории Иосифа. И Иуда в этой истории представляет Божий народ Израиль в своем первоначальном значении.
И так как Иуда отошел от братьев своих, подружился с человеком, который не был с Богом Иакова и женился на хананеянке – то есть, фактически отошел от Бога Авраама, Исаака и Иакова, так и Израиль – Божьих Законов не держался еще от начала – Амоса 5 глава:
25 Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?
26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя.
Как видим, определенные сходства между Иудой и Израилем присутствуют. А как на счет упомянутых сыновей Иуды?
- Невзгоды Фамари:
6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
*Фамарь в переводе значит «пальма» (не имеет ли это имя отношения к символическому значению дерева в Библии? – см. «Дерево»).
Заметим – здесь не указывается, из какого народа была Фамарь.
7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.
8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему.
10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.
11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.
Как показывает Библейская история, после того как Бог вывел израильтян из Египетского рабства, Израиль все больше поддавался влиянию окружающих народов – так сказать, дружил с ними. Последний царь единого Израиля – царь Соломон, – набрал себе много жен из языческих народов и начал поклоняться их богам. Это вызвало Божий гнев – и Израиль был разделен на две части: Израильское и Иудейское царства. Очевидно, этих два царства и символизируют старшие сыновья Иуды от хананеянки. Израильское царство сразу очень отдалилось от Бога – и стало неугодным пред очами Господа. Поэтому Бог отбросил его и разрушил рукам ассирийцев. Иудейское царство еще некоторое время Бог поддерживал – давая возможность ему таки принести соответствующие плоды – стать надлежащим Божьим народом. Но Иудейское царство не развивалось в этом направлении. Поэтому, после того как иудеи отбросили Иисуса Христа и убили Его, Иудейское царство также утратило Божью поддержку и было окончательно разрушено римлянами в 70 году. Ну а младший сын Иуды символизирует то, что осталось от Иудейского царства после разрушения Иудеи римлянами, – уцелевший остаток иудейского народа весомой роли в истории Божьего народа уже не играет (см. «Избранный народ»).
- Фамарь напоминает Иуде о его обещании:
12 Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин.
13 И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой.
14 И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену.
15 И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое.
16 Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне?
17 Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь?
18 Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него.
19 И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего.
20 Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее.
21 И спросил жителей того места, говоря: где блудница, которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы.
22 И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: здесь не было блудницы.
23 Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее.
24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.
25 Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость.
26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.
- Дети Иуды от Фамари:
27 Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее.
28 И во время родов ее показалась рука; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый.
29 Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес.
30 Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара.
Фарес значит «прорыв», а Зара – «рассвет, алый свет зари, утренняя заря».
Странная история Фамари – с ней случилось нечто похожее, что и с Саррой, Ревеккой и Рахиль – она также долго не могла забеременеть – пусть даже и по иной причине. И два ее сына несколько похожи на сынов Ревекки – Исава и Иакова, – где второй сын стал первым…
Однажды, разговаривая со Своими учениками, Иисус Христос упомянул о неких разных стадах овец – Иоанна 10 глава:
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
Общий контекст книг Нового Завета дает возможность предположить, что здесь Иисус Христос – в качестве первого стада, говорит об иудейском народе, из среды которого Он начал собирать Своих учеников. А другими овцами можно считать учеников Иисуса Христа из языческих народов – собирать которых начали после смерти и воскресения Христа. Все как бы логично…
Но в Евангелие от Луки Иисус Христос упомянул о некоем малом стаде – Луки 12 глава:
32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
Дальше Иисус Христос объяснил, к кому именно Он обращался – Луки 22 глава:
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Как показывает книга Откровение, судить двенадцать колен Израилевых будут 144 тысячи запечатленных, или избранных от земли – Откровение 7 глава:
4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
5 Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч;
6 из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч;
7 из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч;
8 из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
Как можем сделать вывод, эти Божьи избранники и являются упоминаемым Иисусом Христом малым стадом – которых Он называет Своими братьями (см. «Братья Христа»). Да – этих избранников Иисус начал собирать из иудейского народа. Но, как можно понять из книги Деяния Апостолов и посланий апостолов, к числу избранных принадлежали и христиане из неиудеев – из язычников. В таком случае, кто те другие овцы – о которых говорил Иисус Христос в приведенных выше стихах из 10 главы Евангелие от Иоанна? Это те, о ком говорится в Матфея 25 глава:
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
То есть, это те, кто помогал (и будет помогать) братьям Христа – вместе они и составляют одно стадо Иисуса Христа – новый Божий народ ….
Теперь вернемся к сыновьям Иуды и Фамари – возможно, понять их символическое значение нам поможет значение их имен. И начнем мы с последнего – с Зары. Его имя значит «рассвет, алый свет зари, утренняя заря». Он показался первым, но родился последним.
Первыми Иисус Христос начал собирать малое стадо – тех, кого Он назвал Своими братьями, и которые будут Его со-царями. Но несмотря на то, что собирать их начали еще со времен, когда Иисус был на земле (Он и начал их собирать), окончательное их избрание произойдет во время Конца – Откровение7 глава:
1 И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
То есть, появившись первыми, символически они родятся последними – в то время, когда другие последователи Христа уже будут действовать. Собственно, именно из среды последователей Христа эти Божьи избранники и будут избраны. Вот что о них сказал Иисус Христос в Матфея 13 глава:
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Все они являются последователями Иисуса Христа, с Которым будут править миром под Его руководством. А о Себе Он сказал следующие слова – Откровение 22 глава:
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
Итак, исходя из значения имени Зара («рассвет, алый свет зари, утренняя заря»), можем предположить, что этот сын Иуды и Фамари символизирует именно Божьих избранников, братьев и соправителей Иисуса Христа – тех, кого Он назвал малым стадом.
Тогда первый сын Иуды от Фамари – Фарес, символизирует тех других овец – о которых говорил Иисус Христос в Иоанна 10:16. И с малым стадом эти другие овцы должны составить одно стадо.
Стать последователем Христа не так просто – ведь этот мир будет препятствовать этому – 2 Тимофею 3 глава:
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Поэтому в своих поучениях Иисус Христос призывал Своих последователей прилагать усилия – чтобы оставаться верными Богу и одержать благословения в Божьем Царстве. Об этом, например, Он говорит в Матфея 7 глава:
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Об этом также сказано в Матфея 11 глава:
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
Итак, чтобы стать последователем Христа всем Его ученикам необходимо прилагать немалые усилия. Но все же первым ученикам Иисуса Христа, а именно Его апостолам, было несколько проще – их позвал Сам Иисус Христос и заботился о них – Иоанна 17 глава:
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Но всем следующим ученикам Христа, как сказал апостол Павел в 2 Тимофею 3:12, этот мир будет оказывать немалое сопротивление. Поэтому, исходя из слов Иисуса Христа и значения имени Фарес, логично предположить, что этот сын Иуды и Фамари символизирует всех других последователей Иисуса Христа – из другого стада, – которые будут жить на земле и помогать здесь возводить Божье Царство.
Получается, что в истории Иуды и Фамари их два сына символизируют единое одно стадо Иисуса Христа – где их младший сын символизирует Иосифа – через которого, как увидим дальше в рассмотрении книги Бытие, спасется вся семья Иакова – как и через братьев Христа будут спасены все другие последователи Христа.., и не только они ….
Но мы же знаем, что Иосиф родился от Рахили – которая, как и Иаков, была еврейкой – из рода Иакова. А Фамарь таковой не была. Так как от Фамари – не еврейки (которая, вероятно, символизирует некую систему ценностей – не еврейскую (см. «Жена»)), могли родиться два сына, символизирующие последователей Иисуса Христа?
Женой Авраама была Сарра – его близкая родственница, сестра. Следовательно, она была еврейкой – как и Авраам. Женой Исаака была Ревекка – родственница Сарры, – также еврейка. Ее семья с радостью приняла и хорошо повелась с посланником Авраама – и, выполняя Божью волю, отпустила Ревекку в жены Исааку (Бытие 24 глава). Жена Иакова Рахиль также была еврейкой – с родни Авраама. Фактически, все они были из одного рода. Но отец Рахили Лаван не хорошо повел себя с Иаковом – так, что Иаков с семьей был вынужден бежать. То есть, ценности, господствующие в семье Рахили в то время уже были испорчены…. Хотя… все люди, фактически, происходят из одного рода…
Беря во внимание, что Жена в Библии может символизировать некое Основание, систему ценностей (см. «Жена»), испорченность в семье Рахили может символизировать то, что начальное Основание, система ценностей – оставленная человечеству Богом, – все больше осквернялась грешными людьми. Поэтому Фамарь, род которой не указан (вероятно не зря), может символизировать такую несовершенную систему ценностей – на которой ничего не смогли построить два, неугодных в глазах Бога, старших сына Иуды – у них не родились дети от нее.
Но от Фамари у Иуды родилось два сына, по крайней мере один из которых (Фарес), как говорит Библия, стал участником родовода от Иуды – и даже присутствует в родословной Самого Иисуса Христа. Получается, символически это может означать то, что люди, обратившиеся к корням Иудейского народа – а именно к Божьему Слову, смогут построить успешное с Божьей точки зрения общество. Да, в начале совершенным оно не будет – но путь к совершенству, как говорит книга Откровение, будет длиться около тысячи лет. Тем более, что к настоящему несовершенному состоянию мы шли не одно тысячелетие…