Иоанна 17 глава
Молитва Иисуса Христа – о вечной жизни, славе, единстве и любви.
Молитва
- Жизнь вечная:
1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
Власть Иисуса Христа состоит в том, что Он единственный Путь к Богу, Он – единственный Посредник между Богом и людьми. Здесь стоит заметить, что Христос даст жизнь вечную тем, которых Ему дал Бог-Отец. То есть, только тем, которых Бог одобрил – а для этого, как понимаем, следует прилагать усилия для соблюдения Божьих Заповедей – для чего необходимо обретать знания о Боге-Отце и Иисусе Христе:
3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
- Слава:
4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
В Библии понятие слава вмещает в себя известность, ознакомление и признание определенных черт и характеристик. То есть, Иисус Христос явил людям черты и намерения Бога-Отца – через Себя – Иоанна 14 глава:
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
В согласии с Божьими чертами Иисус Христос исполнил предназначенное Богом-Отцом – открыл Правду о намерениях Бога-Отца и для исполнения этого намерения принес Искупительную Жертву.
5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
С одной стороны – на первый взгляд, – маловероятно, что Христос просил Отца об возвращении Ему Его славы (черт, характеристик), которые Он имел до этого – Христос не должен бы был сомневаться в этом, а значит и просить об этом. Но так как молитва была публичной, то это Он больше сказал для слушателей, чем для Отца – чтобы указать на Свой Статус в прошлом и будущем.
С другой стороны – если вдуматься, – то если слава – это черты и характеристики, а Иисус Христос пребывал на контролированной диаволом грешной земле в теле несовершенного человека, то Он мог просить Бога-Отца чтобы вследствие этого Его черты и характеристики не изменились к худшему. Тогда это обращение к Отцу приобретает более логичное значение…
- Прошение за учеников:
6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
Как мы знаем, Божье Имя – это Его Личность, Его Черты (см. «Имя»). Иисус Христос Черты Бога-Отца действительно открыл людям – Своим Учением и Поступками. Но, как здесь указано, Он открыл Божье Имя тем людям, кто способен услышать – которых Отец привел к Нему. Будучи способными услышать, они сохранили Его Слово – поняли Учение Христа:
7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Сын погибели – это Иуда Искариот, предатель. Пророчество из Писания, о котором здесь говорит Христос, записанное в 40 Псалме:
10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.
*Об этом же Христос упоминал во время Тайной Вечери, описанной в Иоанна 13 главе.
Итак, зная о склонностях и характере Иуды, Иисус – Который всегда заботился о том, чтобы пророчества исполнялись, – осознанно избрал его апостолом – чтобы исполнилось и это пророчество…
13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. 14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
16 Они не от мира, как и Я не от мира.
Быть не от мира – это не отображать доминирующие черты этого мира, быть здесь чужим (см. «Пришельцы»).
17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
19 стих объясняет значение 17 стиха: Христос – Слово Божье и Правда. По смыслу это те же слова, что Он сказал в Иоанна 14 глава:
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
То есть, получается, что освящение учеников Христа произведется Им Самим. Звучит, возможно, несколько странно, но следует вникнуть в суть, – ведь Христос – это Бог-Слово, Мудрость, Свет, Правда (см. Иоанна 1 глава). Также, понимание Божьей Истины и соблюдение на основании этого Его принципов делает человека святым – освящает его.
- Одно целое:
20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
Быть во Христе, как Отец в Нем, значит ЕДИНСТВО МЫСЛИ, намерений, сотрудничества. В свете этого слова царя Соломона о муравье, возможно, обретают более широкое значение – Притчи 6 глава:
6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Муравьи в муравейнике имеют общую мысль, идею, цель. И все действуют как одно целое – таким и должно быть Божье человеческое общество…
22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Как можно дать славу? Впрочем, если слава – это черты, характеристика, – то ученики Христа действительно переняли от Учителя Его мировоззрение, а значит, черты и характеристику. И таким образом стали с Учителем одним целым:
23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
На фоне грешного человечества ученики Христа сильно отличались – поэтому мир таки познал, что Христос был на земле – то есть, что Отец послал Его на землю.
- Божья любовь:
24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Здесь Иисус подтверждает Своим ученикам, что они будут с Ним – и это, очевидно, речь о святых Всевышнего – тех, кого Христос назвал Своими братьями (см. «Братья Христа»). Но, в общем, все верные Богу люди будут с Христом – то ли на небе, то ли на земле – в Божьем Царстве…
25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
Как мы говорили, Божье Имя – это не набор фонетических звуков, а черты и характеристика Всевышнего Бога – Его Сущность (см. «Имя»). Поэтому, согласно словам Иисуса Христа, отличительной чертой Всевышнего Бога является любовь – что и подтвердил апостол Иоанн в 1 Иоанна 4 глава:
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
Фактически, в этой молитве Иисус призывает всех Своих последователей к единству. Именно это и является основанием их любви к Богу и между собой. Таким образом Бог-Отец, Иисус Христос, и верные им люди станут единым целым. Так и будет…