Бытие 31 глава
Иаков отправляется домой, уговор с Лаваном.
Иаков отправляется домой
- Зависть Лавана и его сыновей:
1 И услышал Иаков слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.
2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.
Интересно, что пренебреженные Богом (за их же поступки – то есть не без основания) с ненавистью относились к тем, кого Бог благословлял – так было и с Каином и Авелем.
- Несправедливый Лаван:
3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,
5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;
Иаков понимал, что всем своим имуществом и поддержкой он был обязан Богу.
6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,
7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.
8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.
9 И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне.
10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами.
11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою;
13 Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей.
14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?
15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;
16 посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.
Что ж – доверие жен Иакова к Богу их мужа было похвальным…
- Иаков с семьей убегает от Лавана:
17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов,
18 и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.
19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.
20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется.
21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад.
Причина того, что Иаков со всем своим имуществом и семьей тайно бежал от Лавана имеет причину – как будет видно дальше, Лаван был настроен достаточно агрессивно по отношению к Иакову – даже взял с собой в погоню группу людей.
Отметим – Рахиль похитила у отца идолов. Для верного Богу человека это, конечно же, странно – ведь Истинный Бог – один. Впрочем, этому Бог в будущем учил израильтян через Моисея. В то время, очевидно, люди не владели такой информацией. Возможно, как это было у окружающих языческих народов, Лаван с семьей поклонялся этим идолам, как каким-то местным защитникам. И Рахиль, будучи его дочерью, также им поклонялась. Но, как мы рассмотрим дальше, упоминание об этих идолах, вероятно, не случайно.
- Лаван бросается в погоню за Иаковом. История с идолами:
22 На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел.
23 Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.
24 И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.
Вероятно, Бог знал о намерениях Лавана – о чем и предупредил его.
25 И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад.
26 И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием?
27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями;
28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.
29 Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого.
30 Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?
31 Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих.
32 у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их.
То есть, Иакова идолы Лавана не интересовали, – у него был свой – Истинный Бог.
33 И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.
34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.
35 Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашел идолов.
- Гневный ответ Иакова Лавану:
36 Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня?
37 ты осмотрел у меня все вещи, что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими.
38 Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел;
39 растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало;
40 я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.
41 Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.
42 Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера.
- Уговор Иакова с Лаваном:
43 И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?
44 Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.
45 И взял Иаков камень и поставил его памятником.
46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме.
В погоню за Иаковом Лаван взял своих родственников (23 стих). Но его родственники были и родственниками Иакова – следовательно, к ним он и обратился в 46 стихе.
47 И назвал его Лаван: Иегар - Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.
* Иегар-Сагадуфа – на арамейском «насыпь свидетельства», Галаад – на еврейском «насыпь свидетельства».
48 И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад,
49 также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга;
*Мицпа – «сторожевой пост»
50 если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.
51 И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою;
52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла;
53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.
Иаков взял в Свидетели Бога Авраама и Нахора – Бога своего праотца, и, соответственно, праотца Лавана. То есть, в начале их родители имели общего Бога.
54 И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и ночевали на горе.
55 И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место.
Благодаря Божьему вмешательству Лаван с Иаковом разошлись мирно.
Итак, что интересного мы можем почерпнуть из этой истории? То, что чем дальше во времени – тем дальше от Бога были родственники Авраама. Например, Сарра была вообще родной (по отцу) сестрой Авраама – Бытие 20 глава:
12 да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;
То есть, у них было единство в воспитании и в ценностях. Следовательно, и в поклонении Богу.
Жена Исаака Ревекка также была, сравнительно, близкой родней своему мужу – Бытие 24 глава:
47 Я спросил ее и сказал: чья ты дочь? Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка. И дал я серьги ей и запястья на руки ее.
То есть, она была внучкой родного брата Авраама.
В то время она и ее родители также уважали своего Бога – Который также был Богом Авраама – Бытие 24 глава:
50 И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго;
51 вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.
Но, как мы видим в истории Иакова, брат Ревекки Лаван уже не так уважал Всевышнего Бога – и плохо поступал в отношении к своему родственнику Иакову. Это отступничество Лавана хорошо отображает наличие у него идолов – как и у окружающих языческих народов.
Но для чего Рахиль – которая должна была бы символизировать одобренную Богом Основу для строительства общества (см. «Жена»), украла этих идолов у своего отца? Для чего ей – жене верного Богу Иакова, эти идолы? Это может символизировать только одно – как и родственники Авраама со временем все дальше отдалялись от Бога, так и Основа (которую представляют женщины из рода Авраама) становилась все больше нечистой. История древнего Израиля, как и история христианства, подтверждают это.