Бытие 35 глава
Иаков с семьей в Вефиле, смерть Рахили, грех Рувима, потомки Иакова, смерть Исаака.
Израиль
- Божье повеление и очищение от идолов:
1 Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего.
2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши;
3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил.
Итак, Иаков переселяется в Вефиль – название которого в переводе значит «Дом Бога». Это может указывать, что в наше время Божий народ, после того, как к нему присоединятся люди с разных народов и религий (их могут символизировать плененные люди из города Сихем – см. 34 глава), очистится от языческих практик – то есть, очистит свое поклонение Богу.
4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема.
То есть, все нечистое так и останется в краю, откуда Божий народ придет к Божьему Дому – в этом мире. Впрочем, следует отметить, что это нечистое не было уничтожено – а спрятано. Не значит ли это, что со временем кто-то из Божьего народа может вернуться к этим вещам? Ведь, как говорит Библия, в конце Тысячелетнего Царства на земле будут люди, которые выступят против Бога и Его народа – Откровение 20 глава:
7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
*См. «Божье Царство».
5 И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых.
Будучи малочисленными (какими всегда были Божьи люди в этом мире), семья Иакова могла бояться за свою безопасность – как этого боялся Иаков после вероломного убийства его сыновьями всех мужчин в Сихеме. Но окружающие народы сами боялись Иакова с его семьей – так как видели, что с ними Бог. Такая же ситуация будет в Последние Дни – Матфея 24 глава:
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Здесь еще можно привести слова из Захарии 2 глава:
5 И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него.
-------------------------
8 Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его.
То есть, защитив Свой народ, Бог нагонит страх на остальное человечество.
- Жертвенник Иакова:
6 И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним,
7 и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл - Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего.
*Эл-Вефиль значит Бог Дома Божьего.
Это событие может символизировать то, что в Последние Дни после очищения и «прихода в Божий Дом», народ Бога начнет выполнять служение своему Богу (см. «Служение»).
8 И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача.
Если здесь упоминается кормилица Ревекки, то можно предположить, что и Ревекка, а значит и Исаак, были с Иаковом, или недалеко от него. Дальнейший контекст указывает, что Исаак с Ревеккой жили отдельно и в другом месте – но, вероятно, недалеко.
Если упоминание о смерти кормилицы Ревекки не случайно – не просто история, – то это может символизировать, что в Последние Дни после очищения Божьего народа произойдут некие изменения в Основании Веры Божьего народа. После этого Бог благословит Своих избранных:
- Бог благословляет Иакова:
9 И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,
10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль.
Хотя об изменении имени Иакову было сказано сразу же после его борьбы с Ангелом (см. 32 глава), то все же только после очищения Иакова и принесения им жертвы Богу, Бог подтвердил изменение имени Иакова на Израиль.
11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих;
12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию.
Как видим, в Последние Дни – уже после очищения Своего народа, – Бог благословит его.
13 И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему.
14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей;
15 и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль.
- Смерть Рахили:
16 И отправились из Вефиля. И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.
17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын.
18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.
Бенони (Бен-Они) – значит «Сын моей скорби (боли)»
Вениамин (Бинь-Ямин) – «Сын правой руки», или «Сын юга».
Процесс очищения (рождения народа) будет болезненным – но новорожденный народ станет «сыном правой руки» – основанием Божьего народа. Поэтому, очевидно, рождение Вениамина может символизировать «рождение» так называемых братьев Христа (см. «Младенец»).
19 И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.
20 Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня.
Вифлеем (Бет-Лехем) – в переводе значит «Дом хлеба».
Интересно, что книга Бытие говорит о смерти Сарры и Рахили. А вот о смерти Ревекки не упоминает. Вместо этого здесь упоминается смерть кормилицы Ревекки. Возможно, и в этом есть некое значение?
Итак, отметим, что описание смерти Рахили происходит почти сразу после смерти кормилицы Ревекки. Случайно? Как мы знаем, жена в Библии значит некое Основание, систему ценностей (см. «Жена»), то, возможно смерть Рахили, как и смерть кормилицы Ревекки, указывает на некоторые изменения в понимании, или определении, Истины. У нее, как и у Жены из 12 главы книги Откровение, были трудные роды. Правда, Рахиль здесь умирает. Но это, вероятно, значит изменение формы Истины – например, очищение, или, как и указывают другие пророчества, расширение понимания Истины – Даниила 12 глава:
4 А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение'.
В Вифлееме (см. значение названия города выше) родился Иисус Христос – Царь Божьего Царства. Имеет ли это событие с могилой Рахили пророческое значение в наше время? Возможно. Например, Иисус Христос называл Себя Хлебом Жизни – Иоанна 6 глава:
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
До сегодняшнего дня Истина, оставленная Иисусом Христом человечеству, не является такой распространенной и оцененной. Но в определенное время в Последние Дни, когда эта Истина изменит свой статус – очищенный Божий народ оценит Хлеб Жизни – Учение Иисуса Христа, – должным образом. И Иисус Христос воцарится над Новым Миром.
- Грех Рувима:
21 И отправился Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер.
22 Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. Сынов же у Иакова было двенадцать.
Это странное событие – без очевидного продолжения. Но, если все другие события имеют символическое значение, то и это должно бы иметь. Какое? Беря во внимание общий контекст, стоит предположить, что эта история имеет символическое значение относительно именно времени Конца – когда Божий народ уже будет очищен. Если Иаков символизирует братьев Христа (см. «Бог Авраама, Исаака и Иакова»), то его сыновья, как мы определили в рассмотрении предыдущих глав, должны бы символизировать все народы, живущие в Последние Дни, и которые, по крайней мере частично, перейдут в Божье Царство под управлением Иисуса Христа. Итак, Рувим – первородный Иакова, должен бы символизировать один из этих народов – который некоторым образом должен был бы существовать еще от времен древнего Рима. Следует учесть, что этот народ не обязательно должен быть этническим. Это вполне может быть группа людей, объединенная общими ценностями – стилем жизни и поклонения, берущая свое начало еще от времен апостолов. Наложница Иакова Валла должна бы символизировать одну из производных от начального Учения Иисуса Христа – то есть, как мы определили в рассмотрении 29 главы, какое-то христианское течение.
Возможно, для того чтобы понять значение этого события, нам следует рассмотреть последние слова Иакова относительно Рувима, записанные в Бытие 49 глава:
3 Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;
4 но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел.
Обратите внимание, что этот народ (которого представляет Рувим) – крепость и начаток силы (Иакова), верх достоинства и верх могущества – то есть, появился, так сказать, первым – был полон достоинства и могущества. Всю историю он бушевал, как вода. Но этот народ (не обязательно этнический) не будет преимуществовать, ибо взошел на ложе отца своего, осквернил постель его.
Иисус Христос упоминал о подобной группе людей – Матфея 7 глава:
21 Не всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Следовательно, Рувим может символизировать представителей католического и (или) православного мира – как потомков начальной религии, оставленной апостолами. О некоем представителе православного мира в Последние Дни апостол Павел сказал следующие слова – 2 Фессалоникийцам 2 глава:
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
Как мы определили в статье «Зверь», эти слова относятся к России. Следовательно, когда наступит День Господний – перед Его лицом не устоит ни Западный мир – где доминирует Католицизм, ни страны Православия – включая Россию.
- Потомки Иакова:
23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон.
24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин.
25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим.
26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии.
Приведение списка всех двенадцати сыновей Иакова не случайно. Это указывает, что во время исполнения этого пророчества – время Конца, – количество всех народов, которые, согласно Божьей воле, должны присутствовать, будет полным.
- Смерть Исаака:
27 И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, в Мамре, в Кириаф - Арбу, то есть Хеврон где странствовал Авраам и Исаак.
28 И было дней жизни Исааковой сто восемьдесят лет.
29 И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его.
Как мы помним из статьи «Бог Авраама, Исаака и Иакова», Исаак в книге Бытие символизирует Иисуса Христа в Его доземной и земной жизни. Конечно, смерть Исаака не может символизировать смерть Иисуса Христа в Последние Дни. Но это может символизировать изменение Его статуса – Он станет Богом (Царем, Правителем) Божьего Царства. Ведь до того времени Он будет ждать начала Своего царствования – Псалом 109:
1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.