Выберите язык


1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50


 

  Бытие 3 глава

  Змей и Ева. Утерянный рай. Наказание змея и людей, проклятие земли.

Падение

  Как и вторая глава, эта также на первый взгляд не согласуется ни с наукой, ни с первой главой – и также вызывает много вопросов. Как и во второй главе, здесь также попытаемся с ними разобраться.

Хитрый змей

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

  Здесь, как видим, есть три персонажа: змей, жена и дерево познания добра и зла.

  • Змей:

  Всем известно, что этим древним змеем-искусителем был сатана диавол. Но откуда он там взялся? Вот что о нем говорится в книге пророка Иезекииля 28 глава:

12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках
и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.

  В Новом Русском Переводе (НРП) этот стих звучит так:

14 Ты был помазан быть охраняющим херувимом, ведь Я освятил тебя. Ты был на святой Божьей горе, и ходил среди горящих камней.

15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.

  Хотя в 12 стихе говорится, что это пророчество о царе Тирском, но вся другая информация указывает на диавола – это он был охраняющим херувимом – то есть, что-то охранял – заботился об этом. Но он возгордился, – и имеем то, что имеем…

  Заметим – змей соблазнил именно жену:

  • Жена:

  Как мы увидели в рассмотрении 2 главы, Адам – это не первый человек мужского пола – это человечество в общем – и мужчина, и женщина. Поэтому и жена здесь – это не обычный человек женского пола. Это, как мы отметили в статье «Жена» – некая система ценностей, на которой должно строиться человеческое общество.

  То есть, диавол использовал данную Богом систему ценностей организации человеческого общества для искушения первых людей. Аргументацию для такого утверждения мы еще увидим дальше.

  • Дерево познания добра и зла:

  Как мы определили в статье «Дерево», в Библии дерево может символизировать Божье средство для получения соответствующих плодов. Поэтому дерево познания добра и зла символизирует некое Божье средство для того, чтобы человек мог ознакомиться с добром и злом – научился их различать. Но, исходя из того, что Бог запретил есть плоды с того дерева – хотя и посадил его в раю, делаем вывод, что человечество должно было «дорасти» до способности «употреблять и переваривать» плоды с того дерева. К этому дополним – как говорит 6 стих, жене дерево показалось хорошим для пищи, и приятным для глаз и вожделенным, потому что дает знание – очевидно добра и зла. Как показывает общий контекст главы, это знание давало людям возможность стать самостоятельными – самим решать – что добро, а что зло.

Последствие

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

  Странный результат употребления плода с дерева познания добра и зла – узнать, что нагие. Не так ли?.. Впрочем, если взять во внимание информацию выше – ничего удивительного. Ведь они слишком рано употребили запретный плод – и узнали, что нагие, – то есть уязвимые, незащищенные. Иначе говоря, еще не готовы противостоять посторонним факторам – противостоять злу. И что интересно – именно так и было, – ведь они не смогли противостоять диаволу…

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

  Осознавая свою уязвимость, люди испугались – что и выказало их. И их оправдание отлично подчеркивает черты грешного человека – в своих проступках винить других.

Наказание

  Заметим – Свои приговоры Бог высказал поочередно: от искусителя – до искушенного.

  • Змей:

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

  То, что змеи ползают на череве – не секрет – с тех времен ничего не изменилось. Но вот прах современные змеи не едят. Да и есть сомнения, что змеи тех времен ели прах. Впрочем, это не обычный змей – это сатана диавол (см. «Змей»). А он буквально на череве, вероятно, не ползал. Тогда что значит Божий приговор? Очевидно то, что перемещение диавола было ограничено границами земли – где он активно и перемещался (и перемещается до нашего времени) – Иова 1 глава:

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

  Итак, ползание на череве – это ограничение перемещения границами земли – на что указывают и приведенные выше слова из Иезекииля 28 глава:

17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.

 Относительно праха для еды – ответим далее. А пока – о вражде:

  Заметим – вражда была положена между диаволом и женою (не Адамом – который человечество). Вражда между ними проявилась враждой между семенем змея и семенем жены. Семя – это потомки, дети. О детях диавола упоминал Иисус Христос в Его ответе коварным иудеям – Иоанна 8 глава:

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

  О семени (детях) жены упоминается в Откровение 12 глава:

1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
-------------------------
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.

  Как видим, на этой жене исполнился Божий приговор Еве (см. «Жена») – родила она в муках. Этим младенцем мужского пола – которого Бог взял к Себе на небо, как мы знаем, является Иисус Христос (см. «Младенец»). Он же и был Основой семени жены – осужденной в раю. Но приведенный здесь 17 стих упоминает еще о прочих от семени жены – а это сохраняющие заповеди Божии и имеющие свидетельство Иисуса Христа. То есть, верные Божьи слуги – их Бог называет Своими детьми. И о разнице между детьми диавола и Бога объяснил апостол Иоанн в 1 Иоанна 3 глава:

8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего - то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

  Между этими двумя типами людей действительно всегда была вражда – дети диавола всегда ненавидели и преследовали детей Божьих – 2 Тимофея 3 глава:

12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

  Итак, с враждой между змеем и женой, как бы все прояснили… Только дополним, что о вражде между детьми Бога и диавола мы поговорим еще в рассмотрении следующей – 4 главы книги Бытие.

  Еще нам осталось выяснить, что значит, что семя жены будет поражать змея в голову, а он будет жалить его в пяту. Фактически, когда кто-то давит ногой голову змеи (обычно это делается именно пятой), то змея пытается ужалить давящую ногу – как раз в пяту. То есть, эти стихи показывают, что придет время, когда семя жены уничтожит змея и в ответ змей будет жалить его в пяту. Это событие записано в Откровение 12 глава:

7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
-----------------------------
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.

  Эти события произойдут во Время Конца – наше время. И, как сказано в 10 и 11 стихах, семя жены действительно победило змея. Но и змей, как сказано в 12 и 17 стихах, будет жалить семя жены (прочих от семени ее) – которые еще будут находиться на земле некоторое время…

  Мысль: змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог (1 стих) и стал проклят пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми (14 стих). То есть, Бог поставил его (диавола) в один ряд с животными. В виду этого возникает вопрос – а какими были животные в то время? Ведь, как помним из предыдущей главы (Бытие 2:18-20), именно среди животных Бог сначала надеялся найти помощников для Адама – до того, как создал ему Жену. Это наводит на мысль, что за животными должны присматривать ответственные духовные создания, – то есть, охраняющий херувим, ставший позже известным как диавол сатана, должен был заботиться об определенном виде животных, например, пресмыкающихся…

  Еще один интересный момент: если змей поставлен рядом с животными, а человек должен был господствовать над животным миром (Бытие 1:28) – то, во-первых – в начале змей (тот, кто стал диаволом и сатаной) был ниже по статусу от человека, а во-вторых – каким тогда был человек, если он был выше по статусу от животных и змея – ведь его (змея) возможности впечатляют?!..

  • Жена:

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. 

  Да, женщины действительно рожают в муках – рождение детей легко не дается. Да и мир этот, как многие замечают, принадлежит мужчинам – которые издревле господствовали над женщинами. Но, как мы заметили выше, эта жена, которой Бог в раю высказал осуждение – это та же жена, о которой говорится в Откровение 12 глава:

1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.

  Как мы сказали в статье «Жена», это не обычная женщина – это данная Богом система ценностей для организации общества. Именно поэтому этой жене, в отличие от Адама (как увидим дальше), не было сказано, что она умрет – ведь она живет до нашего времени…

  • Адам:

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

  Первое, что произошло вследствие греха Адама – проклятие земли. То есть она, очевидно, изменилась – больше не обеспечивала щедро все потребности человека, и требовала постоянного тяжелого труда для того, чтобы плодоносить.

  Отметим – для жены наказанием были роды в болях и вражда с семенем змея. Для Адама – тяжелый труд и возвращение в прах. А жене о прахе ничего сказано не было. Это еще один аргумент в пользу того, что Адам – это человечество в целом, а жена – некая система.

  Возвращение в прах, конечно же, значило смерть – в исполнение Божьего предостережения в Бытие 2 глава:

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

  Хотя Бог и сказал, что Адам умрет в тот же день, но, как говорит Библия, после изгнания из рая Адам прожил еще не один день, и даже не одну сотню лет. Так Бог не исполнил Свой приговор, или мы что-то не так понимаем? Вероятно, второе. Во-первых, сразу же после употребления запретного плода процесс смерти в теле Адама был запущен – он начал умирать, – ведь путь к дереву жизни ему был закрыт. Кроме того, в глазах Бога он уже был мертвым – Матфея 8 глава:

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

  *См. «Мертвые».

  Для Бога Адам после грехопадения и его потомки стали мертвыми – Римлянам 5 глава:

12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

  Чтобы жить люди нуждаются в Искуплении – которое потом обеспечил Иисус Христос…

  Во-вторых, очевидно здесь имелся в виду День Творения. Адам был сотворен в Шестой День, в тот же день он согрешил, и в тот же день умер – ведь Шестой День Творения, как мы увидели в рассмотрении 1 главы, еще не закончился.

  Еще одна интересная деталь – после тяжелой жизни на земле Адам вернется во прах – ибо прах он и в прах возвратится. К этому вспомним приговор змею – будешь есть прах во все дни жизни твоей. И еще в дополнение слова апостола Петра – 1 Петра 5 глава:

8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

  Значит прах, которым питается змей – это люди. И ест их он не физически, а эмоционально, или, скажем, энергетически. То есть, наши плохие поступки и эмоции дают ему (и его демонам) питание.

·         Изгнание:

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

  Здесь сказано, что она стала матерью всех живущих – что для первой женщины вполне реально. Ведь все мы – ее потомки. Но, как мы заметили в статье «Жена», Ева не была обычной женщиной – она данная Богом система ценностей для построения человеческого общества. Как же тогда она может быть матерью всех живущих? Когда человечество пользуется негодной системой ценностей общества – которую Библия называет Вавилон Великий (см. «Вавилон»), то жизнь на нашей планете приближается к краху. А если бы система ценностей была Божьей – то жизнь на земле развивалась бы и процветала. Итак – чем не матерь всех живущих (или всего живого – как переводят некоторые переводы)?..

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

  Если, как мы определили ранее, Адам с Евой были почти равны Ангелам – и сотворены по образу Божьему, – то они, очевидно, были не так физическими созданиями, как духовными – ведь Бог есть Дух – Иоанна 4 глава:

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

  О духовных телах упоминал апостол Павел в 1 Коринфянам 15 главе:

44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

  К тому же, как мы определили ранее, нагота Адама и Евы выражалась не в телесной наготе, а в уязвимости. Поэтому стоит предположить, что и одежда для них не была прикрытием телесной наготы. О некой одежде из кожи упоминал Иов – Иов 10 глав:

11 кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня,

  Значит одежда, в которую Бог одел людей – это наше тело. Точнее, это наше грешное тело – Иова 9 глава:

30 Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои,
31 то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои.

  Обычную одежду можно постирать, сменить – и она станет чистой и приятной. Но наше грешное тело грешным и останется – отмыться от греха Адама и Евы самостоятельно человек не может (больше об одежде и ее важности – чтобы не быть уязвимым, мы говорили в статье «Одежда»).

  Что же, кожаные одежды, в которые Бог одел Адама и Еву, мы носим по сей день – его они передали в наследство всем своим потомкам, – это наше грешное тело.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

  Очевидно, не с того дерева начали есть плоды Адам и Ева – надо было сначала есть из дерева жизни… Но, съев плод от дерева познания добра и зла, они стали словно Боги – по крайней мере те, которые наблюдали за ними. А это, безусловно, уровень Ангелов – что согласуется со словами Иисуса Христа в Марка 12 глава:

25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

  В Божьем Царстве люди вернутся к утраченному Адамом состоянию – станут как Ангелы на небесах (см. «Божье Царство»).

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

  Заметим – Бог изгнал из рая только Адама, о Еве речи нет. Это еще один аргумент в пользу того, что Ева – не обычная женщина.

  Итак, доступ к дереву жизни был только в раю – с земли доступа не было. Очевидно, еще некоторое время рай был в досягаемости для человека – иначе не было бы нужды ставить охрану от людей. В любом случае, до нашего времени рай не сохранился (или же доступ исчез), – возможно в потопе сгинул, или же просто исчез, – так как необходимость в нем пропала – ведь он был создан для людей. Библия мало говорит о состоянии мира и человека в те времена. Все что МЫ знаем – это состояние мира и людей НАШЕГО времени – а это абсолютно разные состояния миров и людей…

  Итак, человек утратил рай и вечную жизнь. А получил самостоятельность, уязвимость, несовершенное смертное тело, и проклятую землю…


1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50