Матфея 25 глава
Продолжение наставлений на время Конца: притчи о десяти девах, о талантах и об овцах и козлах.
Три притчи
· Притча о десяти девах:
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Интересное замечание – жених замедлил. Уже в то время можно было догадаться, что второе Пришествие Христа произойдет не скоро. К тому же, случится в темное время истории человечества:
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
Заметим: кто был готов – те вошли…
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Эта притча несколько напоминает призыв Иисуса Христа к Своим ученикам, записанный в Матфея 5 глава:
14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Именно так – наши дела, основанные на Божьих принципах, и являются тем светом, который должен светить другим. Именно таким светом верные ученики Христа должны приветствовать «Жениха» – Иисуса Христа во время Его Второго Пришествия. И следует заметить, что Христос указал, что света в то время может оказаться не так уж много – Луки 18 глава:
8 -------------------- Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Итак, с одной стороны, эта притча Иисуса Христа может говорить о Его последователях еще от времен Его пребывания на земле и вознесения. И до наших дней – поколение за поколением, у тех или иных христианских течениях, – должен бы гореть огонек надежды и ожидания на пришествие Иисуса Христа. По крайней мере, он должен бы хотя бы тлеть. А когда начнут проявляться признаки Пришествия Иисуса Христа, этот огонек должен бы разгореться в яркое пламя – которое бы поприветствовало пришедшего Христа и осветило бы его пришествие другим людям. Но, к сожалению, не так много христианских течений – которые, к тому же, еще и существенно разделены (стыдно перед Христом), – хотя бы как-то светят своими светильниками, освещая приближение Пришествия Иисуса Христа.
С другой стороны, эта притча относится к каждому христианину в отдельности – насколько крепка его вера и надежда на пришествие Христа, насколько хорошо светит его светильник, и надолго ли хватит масла? Ведь немало ревностных в своем намерении служить Богу и Христу набожных людей устали и угасли, и во время Пришествия Христа – наше время, – их свет уже не светит – они не видят признаков, описанных Христом… Впрочем, таки есть те, кто видит, бодрствует и светит – и освещает пришествие «Жениха» …
· Притча о талантах:
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
*1 талант – 6000 динариев. 1 динарий – дневной заработок наемного работника.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
В Евангелие от Иоанна Иисус объяснил, почему одни сеют, а другие жнут – Иоанна 4 глава:
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
Сеяли ангелы, пророки, Иоанн Креститель. А жать начал Иисус Христос и продолжили Его ученики. Это созвучно со словами Павла в Галатам 3 глава:
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
Еще с древних времен Бог через Своих посланников готовил человечество к принятию Христа и Истины…
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
*Похожее окончание имеет притча о сеятеле, рассмотренная нами в Матфея 13 глава.
Как и в притче о десяти девах, здесь также можно заметить два возможных варианта исполнения:
Первый вариант исполнения относится ко времени от Иисуса Христа – когда Он дал Знание и Духа Своим ученикам, – и «отправился» – как тот господин в притче. И Его ученики разнесли Христианство по всему миру – и когда Иисус Христос придет, то с каждой христианской общины, с каждого их духовного наставника, затребует Он отчета об их достижениях. Но здесь мало конкретики – нету четко определенного, скажем, раба – ведь с одной Науки Христа возникло аж так много разных христианских течений. Поэтому рассмотрим другой вариант исполнения:
Во втором варианте каждый отдельный человек является Божьим рабом – которому при рождении Бог дает…, таки да – действительно таланты, – в том значении, в каком мы и воспринимаем – то есть, не деньги, а полезные те или иные черты. И Бог «отправляется» – оставляет человека, давая ему возможность развиваться. И вот уже то, как мы воспользуемся данными нам талантами и насколько их разовьем – развивая свою духовность, – покажет, насколько мы хорошие рабы для своего Господина. Кто же не разовьет свою духовность, или того хуже – погубит ее, – утратит все, что дал ему Бог – и таланты, и жизнь. А все благословения достанутся тем, кто развился и был одобрен Богом. Особенно ярко это будет выражено во время Конца – время отчета перед Господином…
· Овцы и козлы:
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Здесь присутствует расслоение общества, о котором не раз упоминается в Библии относительно времени Конца – как, например, в Откровение 22 глава:
10 И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.
11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
Как видим, условием одобрения Иисусом Христом является поддержка и помощь Его меньшим братьям. А это – Божьи избранники, с которых Бог начнет собирать Свой народ (см. «Братья Христа»). Именно в зависимости от содействия их деятельности во время Конца и будет определяться статус человека. И те, кто будет сотрудничать с братьями Христа, наследуют Царство, уготованное им от создания мира – которое, как говорит Библия, будет на обновленной земле (см. «Божье Царство»).