Матфея 13 глава
Притчи о сеятеле и зернах в разных видах земли, и о пшенице и плевелах. Царство Небесное – как горчичное зерно, сокровище, жемчуг и невод. Холодный прием Иисуса Христа на родине.
Поучение притчами
· Притча о сеятеле:
1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
Иисус часто заканчивает этими словами, имея в виду тех, кто имеет открытые духовные уши – способен услышать Истину.
· Кто что имеет, и чего не имеет:
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
Более интересно слова 12 стиха звучат в Луки 8 глава (Новый Русский Перевод – НРП):
18 Итак, будьте внимательны к тому, как вы слушаете, потому что у кого есть, тому будет дано еще, и у кого нет, будет отнято и то, что, как ему кажется, он имеет.
Здесь тому, кто не имеет КАЖЕТСЯ, что он что-то имеет. Чтобы понять, о чем здесь речь, просмотрим еще притчу о талантах, которая немного напоминает притчу о сеятеле – Матфея 25 глава:
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Как видим, эта притча заканчивается теми же словами, что и ответ Иисуса Христа на вопрос Его учеников о притчах: кто имеет – получит еще, а кто не имеет – утратит и то, что, как ему кажется, он имеет. Так о чем здесь речь?
Каждый человек с рождения наделен определенными талантами (какое удачное слово – в притче Иисуса Христа это деньги, а в нашем понимании – именно таланты, способности). В течении жизни человек развивается, приобретает определенные способности, развивает духовность. И кто приумножил свои таланты – данные Богом, – развил свою духовность, – тот увеличил полученные от Бога таланты. Кто же не развился, или еще хуже, оказался, так сказать, пустым, деградировал – тот утратит и то, что, как ему кажется, будто бы имеет – свою жизнь…
· Не видят и не слышат:
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Эти слова Иисус цитирует из Исаии 6 главы:
9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.
10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Очевидно, немало людей приходило послушать Христа – увидеть чудо, получить исцеление, послушать Его проповеди. Но они не чувствовали побуждения узнать больше, понять суть вести Христа – в отличие от Его учеников, – которые слушали, ставили вопросы и учились:
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Да, к приходу Божьего Царства еще было достаточно далеко. Но увидеть собственными глазами Божьего Сына – обещанного Мессию, слушать Его проповеди, учиться лично у Него – действительно захватывающе!
· Объяснение притчи о сеятеле:
18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
Интересно здесь сказано – обольщение богатства! Это действительно так – ведь богатство ненадежное – 1 Тимофею 6 глава (НРП):
17 Тех, кто в этой земной жизни богат, предупреждай, чтобы не гордились и не надеялись на свое богатство: оно ненадежно. Пусть лучше надеются на Бога, щедро дающего все необходимое, чтобы мы могли наслаждаться жизнью.
О том, что богатство ненадежное, хорошо сказал царь Соломон в Притчах 23 глава:
4 Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои.
5 Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Хоть каждый по-разному, но плоды принесут все, кто слышит и понимает…
· Притча о пшенице и плевелах:
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
· Малое станет великим:
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Все действительно начнется с малого. Об этом и пророк Исаия говорил – Исаии 60 глава:
22 От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время.
Да и пророк Даниил говорил об этом в пророчестве об истукане – Даниила 2 глава:
31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой - то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.
------------------
34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
------------------
44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!
Как мы знаем, в Библии гора символизирует некую общественную систему - поэтому то, что камень (небольшой объект), который разбил истукана во сне Навуходоносора, станет великою горою – которая наполнит всю землю, указывает на то же, что и притча Иисуса Христа о горчичном зерне. Об этом же и следующая притча о закваске:
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
То есть, проще говоря, Божье Царство начнется с небольшой группы людей.
34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
Об этом говорится в 77 Псалме:
Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
Что ж, возможно люди и не понимали того, о чем говорил Христос, но слушать Его, очевидно, было интересно – ведь рассказы Его были преисполнены образами.
· Разъяснение притчи о пшенице и плевелах:
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
Здесь мы видим разницу между обычными людьми и учениками Иисуса Христа – народ разошелся, а ученики хотели знать и понимать – поэтому спрашивали о значении притч.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
Еще во времена первых христиан к Учению Иисуса Христа начали дополнять элементы отступничества – о чем предостерег апостол Павел в Деяниях 20 глава:
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
И чем ближе к Концу – тем хуже будет становиться ситуация. Поэтому Библия говорит, что в Последние Дни произойдет расслоение общества – Малахии 3 глава:
16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: 'внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его'.
17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
А также, Откровение 22 глава:
11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
Это, как сказал Иисус Христос, произойдет для того, чтобы отделить и уничтожить Божьих противников, а верных Богу людей собрать в безопасное место:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
Интересно, что здесь Иисус Христос говорит, что соберут из Царства Его все соблазны. Нечто похожее описано в Исаии 2 глава:
12 Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, -
13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,
14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
15 и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,
16 и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.
В Последние Дни все ценности современного мира утратят свою ценность и вес.
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
Это станет возможным потому, что главный Божий противник и подстрекатель людей ко злу – сатана диавол, будет связан на тысячу лет – Откровение 20 глава:
1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
Без диавола, среди набожных людей – человечество расцветет:
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Похожие слова сказал Даниил в 12 главе:
3 И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.
Итак, сначала будут уничтожены злые, а потом будут благословлены праведные – что вполне логично, – ведь при наличии злых благословить праведных не удастся…
· Драгоценное Царство:
44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
Здесь Иисус указывает на огромную ценность Божьего Царства – ничто в современном мире не сравнится с Его ценностью. Поэтому Божье Царство достойно всех земных богатств.
· Притча о неводе:
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
Эти слова напоминают слова из Луки 21 глава:
34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
Эти стихи также напоминают стих из Екклезиаста 9 глава:
12 Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.
То есть, Божье Царство начнется в День Господний – о котором и говорит Иисус Христос в Луки. И это будет в мировом масштабе и со всеми людьми – никому не удастся остаться в стороне. И в процессе люди будут перетоплены и очистятся – отберется хорошее, а плохое будет отброшено. Об этом же писал Даниил в 12 главе:
10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
Что ж – на этот раз ученики Христа понимали Его притчи лучше…
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину,который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
То есть, книжники, знающие Святое Писание, не различали что есть что – не отличали нового от старого – поэтому держались устаревшего Закона, – о чем Христос сказал в Луки 12 глава:
54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;
55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.
56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
Все признаки указывали, что обещанный Богом Мессия пришел – Иисус Христос, – и Его следовало слушаться…
· Холодный прием:
53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
Интересно, что нигде больше не упоминается о муже матери Иисуса Марии – об Иосифе. Вероятно, в то время Мария была уже вдовой…
На родине Иисуса люди знали Его с детства. И признавать Его Кем-то – высшим за них, просто не желали. Поэтому и соблазнялись:
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
Их заботило не Его Знание и Учение, а как так, что Он ВСЕ это знает и учит. Он же, в их главах, просто сын обычного плотника.
Также заметим, что Христос сказал, что пророк не был в чести и в своем доме, – как говорит Библия, Его домашние в начале действительно не воспринимали Иисуса как пророка – Иоанна 7 глава:
2 Приближался праздник Иудейский - поставление кущей.
3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
4 Ибо никто не делает чего - либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
5 Ибо и братья Его не веровали в Него.