Бытие 4 глава
Удивительная история Каина и Авеля – проливающая свет на интересные моменты Библейской истории.
Два брата
- Жертвоприношение двух братьев:
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
*Каин – значит «приобретенный». Авель – «грустный», «печальный».
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Надо заметить, что нам – читателям, – не очень понятно, почему Бог одобрил жертву Авеля, а жертву Каина не принял. Ведь каждый из них принес в жертву дары от плодов своего труда. Рассмотрим два варианта объяснения этой истории:
Вариант 1:
Здесь в качестве основания возьмем причину принесения жертвы. Каин и Авель были первыми детьми Адама и Евы – наших прародителей. И конечно же, они знали историю как их родители утратили рай. А также знали, что из-за этого они стали смертными. Поэтому предположим, что Каин и Авель знали о необходимости искупления – чтобы вернуть назад утраченную возможность вечной жизни. Например, в древние времена знали о необходимости искупления – еще задолго до времен Иисуса Христа – Псалом 48:
8 человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
9 дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,
10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
Еще тогда было известно, что искупление за человека должно быть очень ценным. Следовательно, можно предположить, что Каин и Авель знали, что жизнь следует искупить жизнью. Поэтому Авель принес в жертву Богу жизнь животных – и такое жертвоприношение практиковали в древние времена израильтяне и другие народы. А Каин, очевидно, решил, что земных плодов будет достаточно. Именно поэтому Бог и не принял его жертвоприношение…
Следует признать, что этот вариант основан на догадках и предположениях – весомых Библейских аргументов под собой не имеет. Предложим другой вариант:
Вариант 2:
В истории Каина и Авеля есть одна важная деталь – их занятие. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, откроем Бытие 1 глава:
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Обратим внимание на задание, которое Бог дал человечеству до того, как они согрешили – владычествовать над миром животных. Здесь надо отметить, что в Божьем понимании владычествовать не значит злоупотреблять властью, а заботиться и оберегать.
А теперь откроем Бытие 3 глава:
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
Выгоняя Адама из рая, Бог наказал его тяжелой работой на земле – чтобы «в поте лица добывать себе хлеб».
А теперь обратим внимание на занятия Каина и Авеля – заметили ли вы, что Каин был земледельцем – то есть, исполнял Божий приговор Адаму, а Авель был пастырем овец – исполнял начальное Божье указание человечеству заботится о животных. Исходя из того, что история Каина и Авеля может быть символической, можем сделать вывод, что Каин символизирует грешных людей – осужденных Богом, – которые не желают прилагать усилия для получения Божьего одобрения, а Авель – тех, кто желает исполнять первоначальное Божье указание, кто желает вернуть хорошие отношения с Богом. И здесь полезным будет Божий совет Каину, записанный в 7 стихе: «…если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» – Бог также указывал на необходимость усилий.
В подтверждение этого аргумента обратим внимание на занятие древних израильтян – избранный Божий народ – Бытие 46 глава:
31 И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне;
32 эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они.
33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше?
34 то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.
Как видим, сыновья Иакова (израильтяне), как и Авель, были пастухами овец. Возможно, не случайность…
И еще одна интересная мысль – обратите внимание на конец 34 стиха из Бытие 46 главы: мерзость для Египтян всякий пастух овец. Если взять во внимание, что в Библии Египет символизирует господствующую мировую державу (мира сатаны), диктующую условия другим народам, а пастырь овец (здесь вспоминаем, что и Иисус Христос называл Себя Пастырем (Пастухом)) – это те, кто желает служить Богу и быть с Ним, то ненависть Египтян к пастырям овец согласуется со словами Иисуса Христа в Иоанна 15 главе:
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
Итак, второй вариант объяснения причины непринятия Богом жертвы Каина выглядит более приемлемым и убедительным.
Давайте еще раз посмотрим на 7 стих рассматриваемой главы книги Бытие:
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Эти слова относятся к каждому человеку, ведь склонность ко греху унаследовали все потомки Адама – Притчи 22 глава:
15 Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.
Иеремии 17 глава:
9 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
Об этом также красиво и образно сказал апостол Павел в Римлянам 7 главе:
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Итак, как видим, человечество имеет те же трудности с грехом, как в свое время имел Каин. И те, кто желает быть приятным Богу, должны господствовать над грехом – именно на это Бог обратил внимание Каина.
- Первое убийство:
8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
Дерзость, обман и убийство – признак человека мира сатаны – детей диавола – Иоанна 8 глава:
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
*О детях диавола мы упоминали в статье «Три в одной».
Апостол Иоанн также указывал, что Каин был сыном диавола – от лукавого – 1 Иоанна 3 глава:
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего - то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
Мало того, что Адам получил проклятие – и передал его потомкам, – Каин усилил это проклятие. К тому же, на Божьей земле убийцам и грешникам не место – они здесь чужие. Ведь земля принадлежит верным Богу людям – Псалом 36:
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
Об этом же сказано и в Притчах 2 глава:
21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;
22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.
Что бы ни делали грешники и убийцы – их дела не приведут к успеху – Бог уничтожит и их, и их дела.
- Изгнанник и скиталец:
13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
Как говорит Библия, безбожники и дальше прячутся от Бога – Исаии 29 глава:
15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: 'кто увидит нас? и кто узнает нас?'
Об этом также упоминал Иисус Христос – Иоанна 3 глава:
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
Странные слова – кто бы мог встретить Каина и убить его? Земля же была почти безлюдной. Впрочем, как видим, Бог позаботился о том, чтобы Каина никто не убил.
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
Слово Нод с древнееврейского звучит как «блуждание, скитание» – что также имеет больше символическое значение, нежели реальное. Да и расположение этой земли – на восток от Едема, – именно с востока, согласно Библейским пророчествам, придет агрессор – враг Божьего народа…
- Потомки Каина:
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
Заметьте – то, что дети Каина были прародителями кочевников-пастухов, музыкантов и ремесленников из железа и меди (стихи 20-22), вообще-то не имеет логического значения – ведь впереди должен быть большой потоп, в котором выживет только Ной с семьей, и который был потомком другого сына Адама – Сифа (25 стих). То есть, согласно Библейской истории, все другие люди, в том числе все потомки Каина, не пережили потоп – это также является аргументом в пользу того, что история Каина и Авеля больше символическая, нежели историческая… Обратим внимание, что Иавал был отцом живущих в шатрах со стадами – то есть, пастухов стада (см. рассмотрение занятий Каина и Авеля выше). Не указывает ли это, что и среди потомков Каина могут быть те, кто решит служить Богу?..
- Ламех:
23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
Это хвастовство Ламеха, как и то, что Каина никто не убьет, также странно. Что оно может значить? И почему число отмщения кратно семи?
Семь – это число Божьей полноты (см. «Числа и народы»). Следовательно, очевидно это указывает на то, что Каин и Ламех были под Божьей защитой от немедленной кары за свои грехи. К тому же, судя из слов Ламеха, он был хуже Каина – чувствовал себя более безнаказанным и был готов убить мужа за язву, а отрока – за рану. В Новом Русском Переводе этот стих звучит так:
23 Ламех сказал своим женам: – Ада и Цилла, послушайте меня, жены Ламеха, внимайте моим словам. Я убил мужчину за то, что он ранил меня, юношу за то, что он ударил меня.
Эти слова, фактически, указывают, что как Каин, так и его потомки, – те, кто были от лукавого – дети диавола, были достаточно жестокими, и чувствовали себя безнаказанными. Мало того, они все больше деградировали.
А почему они чувствовали себя безнаказанными? Ответ на это дал апостол Петр – 2 Петра 2 глава:
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
Этими словами Петр не только показал, что Бог беззаконников бережет ко дню суда, но и указал, кто мог бы убить Каина, Ламеха и других, подобных им, в те давние времена – Божьи Ангелы. Но Божьи Ангелы отдали суд Богу – к чему призывал верных Богу людей и апостол Павел – Римлянам 12 глава:
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Итак, Каин и его потомки были под Божьей защитой – до времени Божьего Суда. Почему? На это опять ответил апостол Петр – 2 Петра 3 глава:
5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
День Божьего Суда будет один для всех – как праведных, так и безбожных. Поэтому, как говорит Петр, Бог ждет, чтобы собрать как-можно больше Своих, набожных людей – среди всех поколений. А также, дать шанс исправиться тем грешникам, кто все же при определенных обстоятельствах смог бы вернуться к Богу.
- Сиф:
25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
*Сиф – значит «награда» или «дар».
26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа.
Итак, Каин отдалился от родителей, а Бог дал Адаму с Евой другого сына вместо погибшего Авеля. И с рождение Сифового сына Еноса, начали призывать Имя Господа. Все как-бы просто и понятно. Как-бы…
Давайте вспомним, чем отличались Каин и Авель: они отличались занятиями – Каин выполнял Божье наказание Адаму (трудился на земле), а Авель пытался выполнять первоначальное Божье указание людям – заботиться о животных. На основании этого мы пришли к выводу, что Каин символизирует Божьих противников, а Авель – тех, кто хочет быть с Богом.
Есть еще одно существенное различие между ними – обратим еще раз внимание на начало рассматриваемой главы книги Бытие:
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
И еще 25 стих:
25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
Заметьте – для того, чтобы Ева родила Каина и Сифа – Адам познал Еву. А относительно Авеля такого утверждения нет. Можно, конечно, предположить, что этому просто не уделили внимания, или же они были двойняшками. Но здесь об этом не сказано. Возможно, писатель Книги хотел сократить свой труд. Впрочем, последнее просто невозможно – писатели Библии писали все, что говорил Бог. А Бог, как мы понимаем, сокращать собственную весть без надобности не будет – наоборот, Он преподносит именно то, что необходимо. Поэтому, в приведенных стихах никакого сокращения или упущения нет – там именно то, что Бог хотел донести читателям. А что Он хотел донести?
Как мы определили в статье «Три в одной», Жена Ева в Библии представлена в трех образах – дева, блудница, неплодная. И что важно, Дева Ева может забеременеть и родить в любое время согласно Божьему намерению – независимо от того, что Жена Ева уже родила до этого.
Итак, в приведенных стихах Каин и Сиф рождены Женой Евой от человека, а Авель – Девой Евой от Бога. То есть, Ева родила Авеля без участия Адама – с Божьей помощью…
Вспомним, что сказал о Каине апостол Иоанн – 1 Иоанна 3 глава:
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего - то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
Иоанн указывает, что есть рожденные от Бога – такие не могут грешить. А также, что Каин был от лукавого – то есть, был сыном диавола – грешником. Теперь посмотрим, что о детях диавола говорил Иисус Христос – Иоанна 8 глава:
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
Как видим, Иисус Христос назвал иудеев – которые хотели Его убить (и позже они это сделали) – детьми диавола – такими, как Каин.
Теперь обратим внимание, что Иисус Христос, как и Авель (как мы увидели выше), также был рожден от Девы. И Его также убили Божьи противники – которых Христос назвал детьми диавола. А теперь вспомните судьбу иудеев после того, как они убили Божьего Сына Иисуса Христа – они, как и Каин, потеряли свою страну (место своего проживания) и стали изгнанниками и скитальцами – символически поселились в символической земле Нод – что значит «скитание» и «блуждание».
Бог основал первый Свой народ Израиль на основании человечества – как Ева родила Каина от Адама, и о котором она сказала, что приобрела человека от Господа. Но с течением времени этот народ, как и Каин, стал сыном диавола – и иудеи убили Божьего Сына, рожденного от Девы – Иисуса Христа. Получается, что Каин символизирует неверный Божий народ – иудеев, а Авель – Иисуса Христа. Но это в несколько сокращенном значении. В широком же значении Каин символизирует всех неверных Богу потомков Адама – которые своими поступками стали детьми диавола. Авель символизирует Иисуса Христа и Его братьев – других детей Девы (см. «Младенец»). Тогда Сиф и его сын Енос символизируют новый Божий народ, который будет жить в Божьем Царстве – ведь там действительно начнут призывать Имя Господа.