Бытие 13 глава
Аврам и Лот возвращаются из Египта в Ханаан. Разделение Аврама с Лотом. Божье обещание Авраму.
Разделение Аврама с Лотом
- Возвращение Аврама и Лота в Ханаан:
1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг.
2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.
Богатство Аврама возросло после приключения в Египте. И кроме этого, Бог поддерживал и благословлял его.
3 И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем,
4 до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа.
Как видим, несмотря на то что Аврам был чужаком (пришельцем) в этом краю, он там построил жертвенник Богу – особое место поклонения Богу.
- Спор между пастухами:
5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры.
6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе.
7 И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.
Здесь указывается, что именно пастухи были инициаторами спора – а не сами Аврам и Лот. Поэтому на этот спор мы внимания обращать не будем, а обратим внимание на разделение Аврама с Лотом:
- Разделение Аврама с Лотом:
8 И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;
9 не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.
10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
*Сигор – маленький городок, где прятались Лот с дочерями во время Господнего уничтожения Содома и Гоморры (Бытие 19 глава).
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
Эта история разделения Лота с Аврамом и избрание ими местности края для жизни может иметь некое символическое значение: Лот и Аврам символизируют набожных людей – как сказано в 8 стихе, они родственники. Но приоритеты у них разные – Лот в первую очередь обратил внимание на богатство местности, а не на ее жителей. Авраам же этому значения не придал – ему только бы быть с Богом. Поэтому, Лот символизирует в меру набожных людей, которые легко интегрируются в этот мир сатаны, и любят достаток и комфорт – это будет лучше видно в следующих главах. А Аврам, несмотря на то что Бог обещал отдать весь этот край ему и его потомкам, держался в стороне от жителей края – среди них он все равно был чужаком, пришельцем. Это созвучно со словами Иисуса Христа в Иоанна 17 глава:
14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
16 Они не от мира, как и Я не от мира.
В свою очередь, Аврам символизирует верных Богу людей, о которых в этих стихах говорит Иисус Христос – тех, кому этот грешный мир и его принципы чужды (см. «Пришельцы») – тех, кого Библия называет святыми Всевышнего. Такие люди живут надеждой и ожидают исполнения Божьего Обещания о времени, когда вся земля будет принадлежать верным Богу людям – 2 Петра 3 глава:
13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
Итак, живя среди людей Ханаанского края, Аврам надеялся на Бога и ожидал исполнения Божьего Обещания:
- Божье обещание Авраму:
14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
Конечно же – контекст указывает, что в этом Обещании речь идет только о Ханаанском крае. Но если взять во внимание 14-16 стихи и приведенные выше слова апостола Петра, речь в этом Обещании может идти обо всей земле, которую Бог действительно намеревается заселить только праведными людьми.