Матфея 11 глава
Иисус Христос – Тот, Который должен прийти, Иоанн Креститель – пророк Илия, который должен прийти. Судьба неверных городов – неслышащие и слышащие. Благое иго, легкое бремя.
Илия, который должен прийти
· Ученики Иоанна Крестителя у Иисуса:
1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
Очевидно, Иоанн ожидал быстрого освобождения из темницы и прихода Божьего Царства – ведь так сказано в пророчествах – Исаии 42 глава:
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.
Именно поэтому он посылал своих учеников ко Христу. И хотя Иисус Своим ответом дал подтверждающий ответ на вопрос Иоанна, но то пришествие Христа было всего лишь прообразом современного Его пришествия – более масштабного, более зрелищного, со всеми описанными Христом знамениями – в наступающем Божьем Царстве. Просто Иоанн об этом не знал, Иисус этого не говорил, да и Библия об этом не пишет прямо…
· Илия, которому должно придти:
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
Используя образы и контрасты, Иисус Христос, как умелый оратор, обострял внимание слушателей на весть, которую преподносил.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
Эти слова записаны в Малахии 3 глава:
1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий,
*Ангел – буквально это посланник.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
Иоанн был меньшим от меньшего в Царстве Небесном в том смысле, что в то время он, даже, согласно словам Христа, будучи наибольшим пророком всех времен, все равно оставался смертным человеком, – а меньший в Царстве Небесном будет бессмертным, и к тому же будет иметь большую силу и власть. Именно поэтому далее Иисус призвал брать силой Царство Небесное – пока была и есть такая возможность:
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
В первую очередь здесь речь о 144 тысячах избранных от земли (см. «Братья Христа»). До времени первого пришествия Иисуса Христа Бог имел Свой отдельно избранный народ – Израиль, – из среды которого Он избирал Себе достойных служителей. После смерти Иисуса Христа, – фактически от времен Иоанна Крестителя, – Израиль утратил это особое положение (см. «Избранный народ»), и с того времени Божьи служители вынуждены прилагать значительно больше усилий в более враждебной среде, нежели до этого – свидетельством чего была трудная жизнь первых христиан. И даже сейчас – будто бы в христианском мире – который на самом деле достаточно далек от Бога, быть верным Богу и Его принципам очень сложно. К тому же, чем дальше будут развиваться события Дня Господнего – который, фактически, уже начался, тем будет труднее…
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
Итак, Иоанн Креститель был на грани эпох – львиная часть всех пророчеств относилась именно к его времени – когда пришел Иисус Христос и принес весть о приходе Божьего Царства. Правда, тогда эти пророчества сбылись только в масштабах Иудеи, и уже в наше время все это произойдет в масштабах целого мира. Тогда же, так сказать, была всего лишь прелюдия – главной целью которой было оставление нового Учения – более конкретизированного, и принесение Христом Выкупа за грехи человечества, – что было подготовкой к настоящему Дню Господнему мирового масштаба, – который произойдет в наше время.
Все это может услышать и понять человек, имеющий уши – то есть открытое сердце к восприятию Божьей информации.
· Пренебрежение иудеями Божьих посланников:
16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
Кто не желает услышать – не услышит – что так, что эдак…
· Судьба неверных городов:
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
Слова Иисуса Христа в 23 стихе напоминают слова в Иеремии 51 глава:
53 Хотя бы Вавилон возвысился до небес, и хотя бы он на высоте укрепил твердыню свою; но от Меня придут к нему опустошители, говорит Господь.
Как мы знаем, древний Вавилон в наше время символизирует так называемый Запад (см. «Вавилон»). Не являются ли эти слова Иисуса Христа пророчеством на время Конца – наше время? И действительно – христианская Европа получила достаточно много благ от Бога: Божье Слово Библию, возможность изучать Его и развивать отношения с Богом. Европа всегда была достаточно сильной (или, возможно, защищенной Богом?..) – поэтому в сравнении с окружающими народами активно росла и развивалась. Но в наше время страны Европы до неба вознеслись – пренебрегая своими законами и ценностями Бога и Его принципы. Поэтому, похоже, Иисус сказал эти слова не только иудейским городам, но и современным их аналогам в современном христианском западном мире…
· Открытие Истины:
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
Причину такого Божьего открытия младенцам объяснил апостол Павел в 1 Коринфянам 1 глава:
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
--------------------------
25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, -
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
Бог открывает Истину не тем, кто считает себя умным, а тем, кто действительно ищет Его и Истину, – а в этом высокомерном и грешном мире такие люди не в почете и умными их не считают.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Оставаясь верным Богу до самого конца Своей земной жизни, Иисус Христос получил от Бога-Отца всю полноту власти – Матфея 28 глава:
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Как мы знаем, у Бога характеристика (черты) личности определяют имя (см. «Имя»). И как сказано в 27 стихе, уровень власти и возможностей Христа знает только Бог-Отец и Он Сам – Откровение 19 глава:
11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
Окончание 27 стиха указывает, что путь к Богу – только через Иисуса Христа, – что согласуется со словами Христа в Иоанна 14 глава:
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Итак, именно Иисус Христос, обращая внимание на сердце и побуждения человека, может открыть понимание Божьих тайн кому захочет открыть – тем, кто придет к Нему:
· Благое иго, легкое бремя:
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Ценности, навязываемые людям этим миром, не приводят к покою и миру, а наоборот – приводят к возмущению и опустошениям. Много искренних и простосердечных людей в этом мире не могут найти покой и мирную жизнь, которая приносила бы им радость и удовольствие. Много простых людей чувствуют себя так, как описано в Матфея 9 глава:
36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
Поэтому Иисус Христос предлагает всем желающим мир и покой – приняв Его Учение и Принципы. Ведь иго и бремя Христа – это исполнение Воли Отца, – которая состоит в жизни в гармонии друг с другом и с Богом, – и это естественно и приятно богобоязненным людям – поэтому благо и легко!