Одежда - Пришельцы - Жена - Братья Христа - Неплодная - Пустыня - Бог Авраама, Исаака и Иакова - Змей - Моисей - Первенцы - Суббота - Младенец - Израиль - Храм - Числа и народы - Дерево - Три в одной - Река - Тело и Кровь Христа - Солнце, луна и звезды
Бог Авраама, Исаака и Иакова
Читая Библию – книги так называемого Старого Завета, вы никогда не задумывались, почему Бог называл Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова? Не одного из них, или, наоборот, не дополнял к этому перечню и других верных Богу людей?
Конечно, можно предположить, что таким образом Бог отличает Себя – указывая, что Он именно Тот Бог, Который БЫЛ с Авраамом, Исааком и Иаковом. Ведь, если вы знакомы с Библией, то знаете, что эта Книга говорит, что богов много. Но все же, не все так просто.
Отвечая на вопрос относительно воскресения, Иисус Христос сказал следующее – Луки 20 глава:
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
Многие верят в воскресение – то есть, в жизнь после смерти. Поэтому эти слова Иисуса Христа для них понятны и логичны. Но, как говорит Библия, воскресение не происходит сразу после смерти человека – Иова 14 глава:
10 А человек умирает и распадается; отошел, и где он?
11 Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:
12 так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.
То есть, воскресение наступит в определенное Богом время – в Божьем Царстве (которое еще не наступило – см. «Божье Царство»). Тогда относительно приведенных выше слов Иисуса Христа возникает вопрос: если Авраам, Исаак и Иаков сейчас мертвы (спят сном смерти), то как Бог во времена Моисея – которые были значительно позже после жизни этих патриархов (о чем говорил Иисус Христос в приведенных выше стихах) мог быть их Богом – будучи Богом живых, а не мертвых?
С одной стороны, для Бога время, фактически, не существует – 2 Петра 3 глава:
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Поэтому, для Бога Его слуги даже умерев – всего лишь на миг исчезли. А потом воскреснут.
С другой стороны, исходя из того, что в книге Бытие, как мы знаем, есть немало образов, возможно, Авраам, Исаак и Иаков кого-то символизируют?.. Если так, то кто-кого?..
Авраам
Чем отличается Авраам от других слуг Бога (кроме, конечно, того, что он был праотцом известного Божьего народа Израиль)? Тем, что он оставил свой край, и стал чужестранцем на земле, которую Бог пообещал дать ему и его потомкам – Бытие 12 глава:
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Почему Авраам согласился на это Божье приглашение? Потому что доверял Богу. Доверял настолько, что Бог даже назвал его Своим другом – Бытие 15 глава:
5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
А также Иакова 2 глава:
23 И исполнилось слово Писания: 'веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим'.
Под это описание – людей, всецело доверяющих Богу и всем сердцем желающих быть с Ним, как отметил апостол Павел, из Божьих слуг подходит не только Авраам – Евреям 11 глава:
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
------------------
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Итак, если в книге Бытие Авраам кого-то символизирует, то он символизирует тех людей, для которых этот мир сатаны чужд, которые не представляют себе жизни без Бога, которые желают быть с Ним и всецело доверяют Ему. Значит, Авраам символизирует всех верных Богу людей. К ним относятся праведники древности – начиная с Авеля, и заканчивая теми, кого Иисус Христос называет Своими братьями (см. «Братья Христа»). Все те, кто не от мира сего – Иоанна 17 глава:
14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
Исаак
Приведем еще раз стихи из Евреям 11 главы:
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Здесь апостол Павел указывает, что Исаак был прообразом Иисуса Христа – Которого Бог принес в жертву. Поэтому долго думать, Кого в Библии может символизировать Исаак, не будем – он символизирует Иисуса Христа. Других вариантов, кого бы он мог символизировать, Библия не предлагает. Зато есть немало доказательств того, что Исаак символизирует именно Иисуса Христа. Например, относительно того, что Авраам символизирует все верных Богу людей, и Исаак – Божьего Сына Иисуса Христа – Исаии 9 глава:
6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Да – это пророчество об Иисусе Христе, и Он – Сын Божий. Но ведь Он Сам называл Себя еще Сыном Человеческим. Следовательно, Он Сын людей – а точнее, праведных людей. К этому еще можно дополнить, что, как и Исаак, Иисус Христос также является Сыном Обетования – как об этом сказано в приведенных стихах из Исаии.
Если все это так, то что скажем относительно стихов из Бытие 27 главы:
1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, ……..
Как укзывает Библия, в Своей доземной жизни Иисус Христос был Богом израильтян. Разве Бог может ослепнуть? Конечно же нет. Тогда что может символизировать слепота Исаака? Некоторые изменения в статусе, состоянии Иисуса Христа во время ДО Его прихода на землю. Последний Библейский пророк книг Старого Завета пророчествовал еще во времена постройки второго храма – за 400 лет до Иисуса Христа. С того времени Бог как бы забыл о Своем народе, или оставил его. Это может быть периодом «притупления зрения Исаака». Да и время, когда Иисус Христос пребывал на земле в качестве человека, также может быть временем «притупления зрения Исаака».
Иаков
У Исаака родилось два сына – старший Исав и младший Иаков. По традиции, старшему полагалось право первородства и лучшее отцовское благословение. Также, эти два брата отличались между собой характерами – Бытие 25 глава:
27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
К этому можно дополнить, что Исав пренебрег своим правом первородства – Бытие 25 глава:
31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.
32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.
34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
Иаков же наоборот – очень желал получить отцовское благословение на правах первородного. Поэтому, когда пришло время получить отцовское благословение, он, воспользовавшись слепотой отца, хитростью получил это благословение – Бытие 27 глава:
35 Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.
36 И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения?
*как указывается в переводе, имя Иаков значит хитрый.
Также, как показывает Библейская история, Исав не ценил отношения с Богом – в отличие от Иакова, который всячески пытался получить Божью поддержку – поэтому соблюдал Его наставления.
Итак, Исав был охотником, легкомысленным, и не верным Богу. Иаков же был кротким, хитрым, ценил хорошие отношения с Богом. Так кого символизируют Исав с Иаковом?
Как мы определили выше, «притупление зрения» Иисуса Христа – как Бога израильтян, очевидно произошло в канун и во время Его прихода на землю. Именно тогда Израиль – первый Божий народ, пренебрег своим правом первородства, и отказался от Божьих благословений, которые бы принесло ему принятие Иисуса Христа как Божьего Сына, как Его Посланника. Поэтому, это благословение получили ученики Иисуса Христа, где ведущую роль берут те, кого Иисус Христос назвал Своими братьями (см. «Братья Христа») – они стали вторым, младшим народом Бога. Для доказательства этого утверждения прочитаем обещание Бога Израилю во времена Моисея – Исход 19 глава:
5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
Как видим, в начале это место предлагалось Израилю. Но они, как Исав, отказались от такой чести. Поэтому, это место получили ученики Иисуса Христа – 1 Петра 2 глава:
9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
В отличие от Израиля, которым право быть Божьим народом досталось по праву рождения (как и право первородства Исава), ученикам Христа пришлось приложить немало усилий, чтобы получить это право первородства и Божье благословение – Матфея 11 глава:
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
Израильтяне, как и Исав в свое время, также преследовали учеников Иисуса Христа – желая их убить. Как и Иаков, ученики Иисуса Христа вынуждены были бежать от иудеев в другие края.
Как и Исаак Исава, Иисус Христос, будучи их Богом, также любил израильтян – Матфея 23 глава:
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Как и Иакову, хитрость (смекалка) необходима была и ученикам Христа – Матфея 10 глава:
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Итак, именно потому, что Божьи слуги, которых представляют Авраам, Исаак и Иаков, жили в древности, живут в наше время, и будут жить в Божьем Царстве, Бог называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. Это, конечно же, кроме того, что Бог действительно является Богом Авраама, Исаака и Иакова – ведь для Него они живы, это только для нас они временно отсутсвуют...
Больше о символичности жизни Авраама, Исаака и Иакова можно узнать из рассмотрения книги Бытие.
Одежда - Пришельцы - Жена - Братья Христа - Неплодная - Пустыня - Бог Авраама, Исаака и Иакова - Змей - Моисей - Первенцы - Суббота - Младенец - Израиль - Храм - Числа и народы - Дерево - Три в одной - Река - Тело и Кровь Христа - Солнце, луна и звезды