Иоанна 6 глава
Чудесное насыщение пяти тысяч человек, Иисус идет по воде, истинные пища и питье – путь к вечной жизни.
Истинные пища и питье
- Чудесное насыщение пяти тысяч человек:
1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
3 Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
Интересный образ: Иисус Христос со Своими учениками на горе (а гора, как знаем, символизирует поклонение или общественное устройство) будет кормить простых людей, которые ходят за Ним. Выгляди символически…
4 Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
Заметим – Иисус увеличил количество имеющихся продуктов, а не создал новые, и делал Он это, преломляя еду – Матфея 14 глава:
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
Можно предположить, что суть этого чуда имеет некоторую схожесть с делением клеток…
Эта история демонстрирует, что для Иисуса Христа – Который будет Правителем Божьего Царства, не будет проблемой обеспечить едой всех жителей этого Царства. Следует отметить, что расточительство Христос не поощрял – велел ученикам собрать все оставшиеся куски пищи – чтобы ничего не пропало.
14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
15 Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.
Хотя Иисус Христос действительно должен стать Царем Божьего Царства, но не в мире сатаны – поэтому и удалился…
- Иисус идет по воде:
16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
18 Дул сильный ветер, и море волновалось.
19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.
20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
Кроме того, что эта история демонстрирует сверхъестественные способности Христа, она вполне может иметь символическое значение – на время Конца, – ведь здесь присутствуют все символические элементы времени Господнего Дня. Господний День часто сравнивается с темной порой (истории человечества) – а в этой истории ученики Христа вечером (темная пора) пошли к морю. Море символизирует народы – и во время Конца народы действительно будут взволнованы мировым событиями – будто сильным ветром. И Иисус Христос будет идти НАД народами – Матфея 24 глава:
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
С того времени Иисус Христос возьмет Своих учеников – которые будут среди взволнованного событиями человечества, под опеку, – что и символизирует то, что, увидев Христа, тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли – наступит Божье Царство…
- В погоне за Христом:
22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?
26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Будучи грешными и «приземленными», люди не понимали суть Учения Христа – Он же советовал понимать и избирать Знание – Луки 10 глава:
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Как видим – Знание от Иисуса Христа является благой частью…
- Знамение:
28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
Конечно же, просто верить недостаточно – вера включает в себя принятие и действие – Иакова 2 глава:
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: 'веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим'.
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Следовательно, деяния вследствие веры и являются делом Божьим (больше о вере см. «Вера»). Судя по ответу иудеев, они не поняли сути веры в Христа:
30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
Странный вопрос – им мало тех чуд, которые Христос уже совершил?! Впрочем, исходя из следующего аргумента, чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами для них не было существенным аргументом – Моисей, по их мнению, совершал большие дела:
31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
Используя аллегорию, построенную на ответе иудеев, Иисус Христос показал важность принятия Его и Его Учения. Ведь еда (хлеб) обеспечивает человека необходимой жизненной энергией – то есть, еда – это средство для жизни. Глобальным источником всей энергии является Бог-Отец – Деяния 17 глава:
24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем - либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.
С Божьей милости Средством для Жизни является Иисус Христос – Иоанна 3 глава:
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Благодаря Учению Христа и его соблюдению человечество получит неисчерпаемую жизненную энергию – Иоанна 4 глава:
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Но, как это часто бывало, иудеи не понимали сути того, о чем говорил Иисус Христос – они думали о материальном:
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
- Хлеб Жизни:
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
Здесь Иисус сравнил веру в Него с водой – как в разговоре с самарянкой в приведенном выше стихе из Иоанна 4:14. Это показывает, что Вера имеет непосредственное отношение в Знанию (см. «Вера»).
36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
Бог-Отец знает истинное состояние каждого человека – знает, на что он способен и чего от него ожидать – Притчи 24 глава:
12 Скажешь ли: 'вот, мы не знали этого'? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
Итак, зная настоящее состояние человека, Бог направляет восприимчивых к Истине людей к Иисусу Христу – а Христос позаботится о них и поможет им перейти в Божье Царство.
Впрочем, общий контекст дает основание считать, что здесь Иисус Христос говорит о Божьих избранных – Матфея 24 глава:
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Этими Божьими избранными являются те, кого Библия называет святыми Всевышнего или братьями Христа (см. «Братья Христа») – на что указывают слова о воскресении в последний день:
38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Если речь о святых Всевышнего – то этим последним днем является последний день этого мира сатаны – ведь именно в этот период воскреснут все когда-то умершие Божьи избранники и будут забраны в небесную сферу к Иисусу Христу – Откровение 14 глава:
1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу,
5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
Но это не будет последний день грешного человечества – в Божьем Тысячелетнем Царстве люди также будут воскресать – в физическом теле. Поэтому, это Тысячелетнее Царство также будет символическим последним днем грешного человечества (вспомним – день в Библии может символизировать некий период – см «Бытие 1 глава»).
41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?
Для людей материалистического склада ума было трудно понять: как человек, которого они знают и знают Его родителей, может иметь небесное происхождение. Но, как видим, Иисус и не пытался им это объяснить, а лишь сказал, что полагает надежду на Бога-Отца – поэтому те, кого Бог определит, сами придут к Нему:
43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
Об этих временах Бог предсказывал в Иеремии 31 глава:
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: 'познайте Господа', ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
Здесь как раз и описывается Тысячелетнее Божье Царство – где все будут знать Бога. Предвидя вопрос иудеев, Иисус уточнил, что знать Бога не значит буквально видеть:
46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
Итак, согласно словам Иисуса Христа, манна во времена Моисея была прообразом Иисуса Христа – Которого следует употреблять для жизни:
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
- Истинные пища и питие:
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Еда, которую мы употребляем, становится частью нас – то есть, ее микроэлементы переходят в наш организм и становятся участниками обмена веществ. Так и Тело Иисуса Христа – нам следует принимать Его мышление и ценности – как ребенок наследует родителей, – чтобы Христос стал частью нас, а мы частью Его Тела. И в этом нам может помочь Его Учение, Знание – которое символизирует Кровь Христа. Употребляя Его Учение, мы станем частью Его Тела (больше об этом см. «Тело и Кровь Христа»).
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей - то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
- Ученики Христа:
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
Люди не верили, что Он с небес – поэтому действительно удивились бы, когда Он вознесся на небо. Но, как говорит Библия, это видели только Его верные ученики…
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
Итак, Тело символизирует Дух – Его мышление, принципы, сущность, а Кровь символизирует жизнь – Его Учение, Знание от Бога, дарующее жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того - то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
Иисус не пытался удержать всех учеников, а полагался на Бога – те, кого приведет Отец, все равно останутся с Ним. А кто не Его – за теми и жалеть не стоит:
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Итак, они были избраны Богом – потому и остались… Кроме одного:
70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
71 Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.
Иуда Искариот был оставлен потому, что его склад мышления должен был поспособствовать исполнению пророчества о предательстве – сам он пригодным к Божьему Царству не был, – поэтому был осужден на погибель (был сыном погибели) – Иоанна 17 глава:
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.