Исход 2 глава
Рождение Моисея. Моисей становится сыном дочери фараона. Побег Моисея в землю Мадиамскую, и его женитьба там.
Моисей
- Рождение Моисея:
1 Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени.
2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца;
3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки,
4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.
5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.
6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей.
7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?
8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.
Следует заметить, что в книге Исход Моисей символизирует Иисуса Христа (см. «Моисей»). И уже с самого их рождения можно увидеть некоторые похожие события. Например, каждому из них сразу же после рождения угрожала смертельная опасность – как мы читали в предыдущей главе, фараон приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков, а при рождении Иисуса Христа, в городе, где Он родился, пытаясь уничтожить потенциального будущего царя Израиля (то есть, Иисуса Христа), иудейский царь Ирод приказал убить всех мальчиков до 2 лет – Матфея 2 глава:
13 Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Даже относительно дочери фараона и Моисея также можно заметить параллель с Иисусом Христом и Его Учением: Как мы знаем, в Библии женщина может символизировать некую систему ценностей (см. «Жена»), Египет – это доминирующая мировая страна во время исполнения пророчества (см. «Числа и народы»), а Моисей, как мы уже указали, символизирует Иисуса Христа.
Итак, дочь фараона – которая может символизировать систему ценностей символического Египта (во времена Иисуса Христа – это Рим), усыновила обреченного на смерть Моисея – который может символизировать Иисуса Христа и оставленное Им Учение. Когда Иисус Христос оставил Учение Своим ученикам, они, вместе с этим Учением, также были обречены на погибель в этом мире сатаны – символическом Египте – в Римской империи. И в то время дочь символического Египта того времени – власть Рима, – «усыновила» Учение Христа – сделав христианство официальной религией Рима…
- Моисей становится сыном дочери фараона:
9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.
10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.
Мать Моисея заботилась о сыне достаточно долгое время – следовательно, имела возможность обучать его. Интересное значение имени Моисей – «вытянутый, вытаскивающий». Отметим также, что Моисея было вытянуто из Реки (имеется в виду река Нил). Как мы увидели в статье «Река», в Библии река может символизировать информацию, знание. Поэтому вытягивание Моисея из реки может символизировать вытягивание его, скажем, из информационного поля этого мира сатаны – из мира обмана. Он также вытянул Израиль из Египта – символизирующего доминирующую страну мира (см. «Числа и народы»), и, следовательно, формирующего мировое информационное поле. Фактически, то же самое можно сказать и об Иисусе Христе – Он выведет Своих людей, которые являются Божьим народом, из этого мира сатаны – из мира обмана.
- Моисеев выбор:
11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его.
12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.
13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?
14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.
Интересный вопрос поставил Моисею еврей – ведь в будущем Моисей действительно станет поставленным начальником и судьей над Израилем. Иисус Христос также будет Начальником и Судьей – всего мира.
Достойным внимания является то, что Моисей заинтересовался судьбой своего народа – следовательно, не желал выдавать себя за египтянина, даже, фактически, будучи сыном фараона, богатым. Об этом упоминал апостол Павел в Евреям 11 главе:
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
Также и Иисус Христос – Ему предлагал мировое господство сам диавол – Луки 4 глава:
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
Иудеи хотели сделать Иисуса Христа царем Иудеи – Иоанна 6 глава:
14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
15 Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.
Как и Моисей, Иисус Христос хотел быть с Божьим народом и служить Всевышнему Богу.
- Моисей убегает из Египта:
15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя.
16 У священника Мадиамского было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего.
17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.
18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня?
*Рагуил в переводе значит «дружба Божья».
19 Они сказали: какой - то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец.
Даже здесь – Моисей защитил угнетенных и напоил водой жаждущих. Не напоминает ли это Иисуса Христа? – Иоанна 4 глава:
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.
21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.
22 Она родила сына, и Моисей нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле.
Значение имени Гирсам – «пришелец, чужак». Апостол Павел сказал, что все верные Богу слуги были пришельцами (см. «Пришельцы») – это же относится и ко всем верным ученикам Иисуса Христа.
И в этой истории Моисея также можно заметить параллели с Иисусом Христом: впервые обратившись к божьему народу, Моисея спас одного из братьев. Но свои все равно прияли его враждебно – вследствие чего ему даже угрожала смерть от властелина Египта. Поэтому он был вынужден оставить чужой край пребывания Божьего народа. Так же и Иисус Христос, придя на землю, освободил некоторых из народа – дав Знание. Но иудеи все равно приняли Его враждебно – Иоанна 1 глава:
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Как и Моисею, Иисусу также угрожала смертельная опасность – Его даже убили, – но Он, как мы знаем воскрес. И по некоторым причинам Иисус Христос, как и Моисей, был вынужден оставить враждебные территории – этот мир, – который Библия часто изображает именно Египтом.
Относительно Мадиамского священника и его дочерей аналогия также просматривается: Иисус Христос оставил Своим ученикам Учение – основал Христианство. Но во время Его отсутствия это Учение обросло языческими практиками. Именно это может символизировать то, что Моисей остался с этим священником, у которого было семь дочерей (почему-то именно семь – число Божьей полноты (см. «Числа и народы») – не потому ли, что здесь присутствует Божья Рука?), и женился на одной из них. Ведь, как помним, жена (дочь) в Библии может символизировать некое моральное Основание, систему ценностей для постройки общества. И так же, как через некоторое время Моисей со своей женой и сыновьями присоединился к Божьему народу, так и христиане этого мира, хоть и оскверненные языческими обычаями, присоединятся к Божьему народу. Но только те, которые, как и сын Моисея Гирсам, имя которого значит «пришелец», будут пришельцами (чужаками) в этом мире сатаны.
- Бог решает освободить израильтян из Египта:
23 Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.
24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.
25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.
Как тогда, так и в наше время – наступит время (а оно уже наступило), когда Бог вспомнит о Своих людях, и решит «вывести» их из этого мира сатаны – современного аналога древнего Египта.