Исход 30 глава
Указания относительно жертвенника для приношения курений, о процедуре исчисления народа, умывальнике и миро для священного помазания.
Подготовка к служению
Как и другие принадлежности для поклонения, эти также, как увидим, имеют свое отражение в отношениях Бога с людьми.
- Жертвенник для приношения курений:
1 И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его:
2 длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него должны выходить роги его;
3 обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг;
4 под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них;
5 шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом.
6 И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе.
7 На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им;
8 и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.
9 Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него.
10 И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной жертвы за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа.
Очевидно, этот жертвенник символизирует молитвы святых – Откровение 5 глава:
8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
А также, Откровение 8 глава:
3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
Вполне логично, что, обустраивая отношения со Своим народом, Бог позаботился об их доступе к Нему в молитвах, и чтобы эти молитвы приносились надлежащим образом. Расположение этого жертвенника для приношения курений ПЕРЕД завесой (за которой находился ковчег откровения, а значит, символически присутствовал Бог (6 стих)) вполне уместно – ведь, где произносить молитвы, как не пред Его лицом?..
Следующее указание в общем перечне как бы лишнее – будто случайно попало в этот ряд указаний о жертвеннике, умывальнике и миро священного помазания. Впрочем, возможно НЕ случайно – а на своем месте?..
- Условия исчисления сынов Израилевых:
11 И сказал Господь Моисею, говоря:
12 когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их;
13 всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу;
14 всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу;
15 богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших;
16 и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших.
Важным здесь является то, что все израильтяне при исчислении должны были дать выкуп за каждого исчисляемого. То есть, просто так считать израильтян было нельзя. При исчислении все были равны – размер выкупа для всех был един (15 стих). Сумма была не велика – как подают исследователи Библии, около 6 граммов серебра.
Как понимаем, время-от-времени возникала необходимость посчитать численность Божьего народа – тех, кого было позволено считать. Левитов считать Бог запретил – их число Он и так знал, и все они принадлежали Ему. Исчисление же остального народа Израиля – исходя из необходимости выкупа за исчисление, вероятно символизирует некую Книгу, о которой, например, упоминается в книге пророка Даниила 12 глава:
1 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все,
которые найдены будут записанными в книге.
А также, Откровение 17 глава:
8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;
Откровение 3 глава:
5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
Откровение 20 глава:
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Итак, быть в перечне – это быть зачисленным членом Божьего народа. Также, как и быть записанным в Божью книгу жизни – быть частью истинного Божьего народа. Отметим, что исчисление Божьего народа происходило при поддержке священников – также, как во время Конца при поддержке братьев Христа – которых, очевидно, символизируют старозаветные священники, будет собираться Божий народ.
Итак, после описания изготовления жертвенника для приношения курений – который символизирует молитвы верных Богу людей, закон об исчислении народа, которое символизирует записание в Божью книгу жизни, выглядит вполне логичным и гармоничным с общим контекстом.
- Умывальник:
17 И сказал Господь Моисею, говоря:
18 сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды;
19 и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои;
20 когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу,
21 пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.
Первосвященник и священники должны были заботиться также и о телесной чистоте перед Богом – во время служения Ему. Это подчеркивает Божью чистоту и святость.
Но, исходя из того, что описание этой процедуры следует после исчисления Божьего народа – что, как мы предположили, символизирует попадание в Божью книгу жизни, то на ум приходит один пример, данный Иисусом Христом Своим апостолам – Иоанна 13 глава:
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
Как видим, Иисус Христос умыл ноги Своим ученикам после того, как они уже были избраны – символично записаны в книгу жизни. Поэтому, также как умывание старозаветных священников перед служением Богу в скинии, возможно это умывание Христом ног Своим апостолам также было их символическим очищением перед служением Богу?..
Это может соответствовать наделение избранных белыми одеждами – Откровение 6 глава:
9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
После умывания следует назначение избранных для соответствующих миссий – для чего и нужно миро для помазания:
- Миро для священного помазания:
22 И сказал Господь Моисею, говоря:
23 возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят,
24 касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин;
25 и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;
26 и помажь им скинию собрания и ковчег откровения,
27 и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения,
28 и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его;
29 и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится;
Сначала необходимо приготовить принадлежности для служения Богу. А потом – тех, кто должен выполнять это служение:
30 помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне.
31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас;
33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.
Запрет использовать приготовленное за Божьим рецептом миро делал его уникальным, действительно святым. Этим показывается высшее положение Божьих священников и средств для служения Ему над обыденным.
Очевидно, это миро символизировало Святой Дух, Которым Бог помазывал Своих служителей – тех, кого Библия называет святыми Всевышнего и братьями Христа (см. «Братья Христа»).
- Курительный состав:
34 И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
35 и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
36 и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
37 курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;
38 кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего.
Что относительно миро, что относительно курительного состава – Бог дал четкий рецепт их приготовления. И никто не мог использовать их в частных целях – только согласно Божьему предназначению – в служении Ему. Это делало особенным и запах скинии, и само служение.
Как видим, поочередность указаний вполне обоснована – жертвенник для приношения курений (символизирует принесение молитв), условия исчисления (записание в книгу жизни людей из Божьего народа), умывальник (очищение перед служением), миро священного помазания (назначение избранных), курительный состав (молитвы). Следовательно, старозаветные принадлежности и обряды поклонения Богу действительно имеют свое отражение в отношениях Бога с людьми и их служении Ему.