Исход 18 глава
Тесть Моисея Иофор навещает его и дает дельный совет. Обустройство суда среди Израиля.
Помощники
- Тесть Моисея Иофор:
1 И услышал Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисеев, о всем, что сделал Бог для Моисея и для Израиля, народа Своего, когда вывел Господь Израиля из Египта,
2 и взял Иофор, тесть Моисеев, Сепфору, жену Моисееву, пред тем возвращенную,
3 и двух сынов ее, из которых одному имя Гирсам, потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой;
4 а другому имя Елиезер, потому что говорил он Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова.
Возможно здесь не случайно упоминаются имена сыновей Моисея и их значение – ведь все верные Богу слуги пришельцы в этом мире сатаны (см. Исход 2 глава), но Бог спасет их из-под власти символического Египта современного мира…
5 И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в пустыню, где он расположился станом у горы Божией,
6 и дал знать Моисею: я, тесть твой Иофор, иду к тебе, и жена твоя, и два сына ее с нею.
7 Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер.
8 И рассказал Моисей тестю своему о всем, что сделал Господь с фараоном и с Египтянами за Израиля, и о всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь.
9 Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян.
10 и сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из - под власти Египтян;
11 ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами.
Как известно, в древние времена люди считали, что есть разные боги – да и, в общем, 10 глава книги Даниила подтверждает это. Поэтому, даже будучи мадиамским священником, вероятно, другого бога, Иофор уважал Бога израильтян. Еще бы – было за что!..
12 И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом.
Знаковым здесь является то, что мадиамский священник принес всесожжение Богу израильтян – Всевышнему Богу, – и вместе с ним были Моисей и Аарон со старейшинами Израиля – и эта жертва, очевидно, была принята Богом. Это и странно, и интересно – ведь не факт, что тесть Моисея Иофор был обрезанным. Впрочем, в символическом значении это может иметь отношение к словам в Исаии 2 глава:
2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
Согласно этим словам, к Божьему народу присоединятся и другие народы в служении Всевышнему Богу. В любом случае, даже служители других богов будут вынуждены признать и уважать Всевышнего Бога – отдадут Ему надлежащее уважение.
- Разумный совет тестя Моисея:
13 На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера.
14 И видел тесть Моисеев, всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?
15 И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога;
16 когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю уставы Божии и законы Его.
17 Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь:
18 ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его;
19 итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его;
20 научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать;
21 ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками;
22 пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя;
23 если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром.
24 И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил;
25 и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками.
26 и судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами.
27 И отпустил Моисей тестя своего, и он пошел в землю свою.
Здесь, как и в предыдущей главе, дается совет Божьему слуге делиться своими обязанностями с другими, достойными людьми. Несмотря на то, что Моисей имел особые отношения с Богом, все же и он нуждался в посторонней помощи в служении. Во Время Конца ситуация будет похожей – обязанности надо будет делить между верными Богу.
Может ли эта глава иметь какое-то символическое значение для нас? Исходя из символического значения предыдущих глав, мы, так сказать, закончили на времени, когда Иисус Христос во время Господнего Дня будет давать духовную воду Божьему народу, и когда против этого народа будет вести войну, и в результате проиграет, некий агрессор – которым, как мы понимаем, будет современная Россия. Вполне логично, что после этого Божий народ будет нуждаться в руководителях, которые смогут помогать Иисусу Христу – Которого символизирует Моисей (см. «Моисей»), – организовывать этот народ. Библия рассказывает о таких помощниках – Откровение 5 глава:
8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,
10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
Этими искупленными людьми являются сто сорок четыре тысячи избранных – Откровение 14 глава:
1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу,
5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
*Больше об этих избранниках мы говорили в статье «Братья Христа».
Итак, хронология символических событий в книге Исход соответствует хронологическому описанию Библейских событий Господнего Дня – и после освобождения Божьего народа, ПОСЛЕ Господнего Дня, упомянутые сто сорок четыре тысячи избранных начнут исполнять свои обязанности – помогать Иисусу Христу править человечеством.
Но следует понимать, что и на земле будут нужны ответственные люди, которые смогут помочь Христу и Его братьям организовывать человечество будущего. И история, описанная в этой главе книги Исход, вероятней всего, символично рассказывает также и о них…