Луки 4 глава
Диавол искушает Иисуса в пустыне, Иисуса холодно принимают на родине, исцеление больных.
Испытания в пустыне
- Диавол искушает Иисуса в пустыне:
1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
Эти слова сказал Моисей, и записаны они во Второзаконии 8 глава:
3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек;
Следует понимать значение Слова Божьего – Исаии 55 глава:
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, -
11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
Итак, Божье Слово – это не просто информация, – это Его Замысел, Его Воля, а также, Его Действие. Следовательно, если на это будет Божья Воля – никто из Его слуг не будет иметь недостатка ни в чем – и в еде, конечно же, в том числе.
Интересно, что диавол предложил Иисусу превратить на хлеб камень, – ведь камень в Библии может символизировать некое основание, способное разрастись до горы – которая, в свою очередь, символизирует некую общественную систему. Это хорошо видно в пророчестве Даниила – Даниила 2 глава:
34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
--------------------
44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!
Не является ли это диаволово искушение призывом ко Христу создать Свое собственное общество, Свой народ, – и питаться этим так, как диавол питается грешными людьми (см. Бытие 3 глава)?.. С такой точки зрения призыв диавола превратить камни на хлеба приобретает более широкий смысл…
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
Эти слова записаны во Второзаконии 6 глава:
13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись.
14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас;
Также, это Первая Заповедь из Десяти – Исход 20 глава:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Как мы уже указали, гора в Библии символизирует некую общественную систему, организацию. Поэтому то, что диавол взял Иисуса Христа на высокую гору, указывает на то, что он показал Иисусу все свои владения – свою систему, – и попытался этим соблазнить Христа стать на его сторону – и, предав Бога-Отца, править его миром, его системой…
9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Как видим, диавол хорошо знал Писание – ведь процитировал стихи из 90 Псалма:
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
Впрочем, диавол использовал Писание с иной от Христа целью…
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
Такие слова записаны во Второзаконие 6 глава:
16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.
Заметим – диавол предложил Иисусу броситься с крыла храма в Иерусалиме – не является ли это призывом к излишней самоуверенности? Это созвучно со словами апостола Павла в 1 Коринфянам 10 глава:
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Доверять Богу, конечно же, необходимо. Но излишняя самоуверенность – это путь к гордыне и самовозвеличиванию, и вместе с этим, это прямой путь к ошибке и греху. Божий человек должен быть скромным – Римлянам 12 глава:
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Такой склад ума поможет избежать ловушек диавола – Иакова 4 глава:
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
Именно так и произошло с Иисусом Христом:
13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.
*Эта же история, но несколько в иной последовательности, описана в Матфея 4 глава.
Как видим, диавол отошел до времени – то есть, он всегда искал удобного случая навредить Христу. И если он так поступал с Божьим Сыном, то о простом человеке даже говорить нечего – поэтому, надо всегда быть бдительным – 1 Петра 5 глава:
8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
Что ж, как говорит Петр, в противостоянии диаволу мы не одни – и это может прибавить сил…
Если подумать, то диавол использовал против Христа искушения, которые успешно применяет против людей: сначала человек выстраивает свое или возглавляет уже сформировавшееся общество – с которого начинает «питаться» (символически делает из камня хлеба), потом этот человек становится чрезмерно самоуверенным (злоупотребляя Божьей милостью – даром жизни и других благ) – что приводит к гордыне. Таким образом, сам того не желая и не ведая, человек поклоняется тому, кто дал ему эту власть – диаволу. Проще говоря, значительное большинство человечества склонно жить за счет других, чрезмерно самоуверенно – слишком высокого мнения о себе, и, пусть и неосознанно, поклоняется диаволу – своими поступками поддерживая его систему…
- Весть об Иисусе Христе расходится по стране:
14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
Как можно сделать вывод из следующего события, в начале Иисус старался больше учить, нежели исцелять – и люди слушали Его. Но не везде:
- Холодный прием Иисуса в Назарете:
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
Эти слова записаны в Исаии 61 глава:
1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Как видим, Иисус Христос открыто указал, что это пророчество о Нем. Но присутствующие знали Его с детства – поэтому не хотели признать, что Он может быть Кем-то Великим:
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
*Эти истории записаны в 3 Царств 17 глава и 4 Царств 5 глава соответственно.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
Иисус обратил внимание на то, что Бог часто оказывал милость людям не с Его народа – очевидно потому, что среди израильтян достойных не было. Иудеи же требовали особого положения.
Фактически, этими словами Иисус призвал их покаяться. Но они не только не покаялись, но и захотели Его убить:
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
Достаточно символически – город неверных Богу людей на горе. Как мы знаем, гора в Библии символизирует общественную систему. Поэтому, общественная система – из которой вышел Господний Пророк – не приняла Божью весть. Так и в современном мире – христианская общественная система принимать Божью весть не желает.
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
Как видно, Христос знал, что Его час смерти еще не наступил…
- Иисус в Капернауме:
31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
Иисус говорил уверенно и убедительно – как Имеющий власть. Это удивляло людей – ведь для них Он был всего лишь сыном плотника…
- Исцеление одержимого демоном:
33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
Свидетельство демонов о Нем Христос слышать не желал – что будет видно и 41 стихе…
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
- Исцеление тещи Симона (Петра) и других больных:
38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
Иисус был сильным и доступным Целителем – поэтому не удивительно, что люди не желали Его отпускать:
- Для чего послан Иисус Христос:
42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
В первую очередь люди желали исцеляться, а не учиться…
43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
44 И проповедывал в синагогах галилейских.