Исход 27 глава
Обустройство жертвенника, двора скинии и светильника.
Жертвенник, двор и масло для светильника
- Жертвенник:
1 И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четыреугольный, и вышиною трех локтей.
*Размер приблизительно 2,5х2,5 высота 1,5 м (длина 1 локоть – около 0,5 м).
2 И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и обложи его медью.
Прямоугольное изделие должно иметь усиленные углы – для стойкости конструкции. Поэтому, вероятно, рога на жертвеннике просто означают углы – по примеру выражения краеугольный камень – тот, что на углу. То есть, указывают на устойчивость.
3 Сделай к нему горшки для высыпания в них пепла, и лопатки, и чаши, и вилки, и угольницы; все принадлежности сделай из меди.
4 Сделай к нему решетку, род сетки, из меди, и сделай на сетке, на четырех углах ее, четыре кольца медных;
5 и положи ее по окраине жертвенника внизу, так чтобы сетка была до половины жертвенника.
6 И сделай шесты для жертвенника, шесты из дерева ситтим, и обложи их медью;
7 и вкладывай шесты его в кольца, так чтобы шесты были по обоим бокам жертвенника, когда нести его.
8 Сделай его пустой внутри, досчатый: как показано тебе на горе, так пусть сделают.
Как мы увидели в рассмотрении 25 главы книги Исход, старозаветные элементы поклонения могут иметь некое символическое значение в поклонении Богу. Так и жертвенник – один из самых главных элементов поклонения, – должен бы что-то символизировать.
Со времен Иисуса Христа – когда Он принес в жертву собственное Тело и Кровь, старозаветное жертвоприношение отошло в небытие. Но последняя книга Нового Завета – книга Откровение, все же упоминает несколько раз о жертвеннике – например, в Откровение 6 главе:
9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
О некотором жертвоприношении (а значит, в некотором роде, и о жертвеннике) упоминал апостол Павел в Евреям 13 главе:
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
Кроме старозаветного жертвоприношения за грех и очищение – которые Своей Жертвой заменил Иисус Христос, на жертвеннике приносили и другие – так называемые, мирные жертвы – жертвы благодарности, обещания и тому подобное.
Исходя из приведенных стихов из книги Откровение и послания апостола Павла Евреям, можно сделать вывод, что жертвенник, так сказать, символизирует некое символическое место, на котором мы можем приносить Богу наши жертвы благодарности, хвалы, наше служение. Очевидно, именно поэтому души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели в стихах из книги Откровения находились под жертвенником – потому что их убили за их служение Богу.
Итак, если, как мы определили в рассмотрении 25 главы, верные Богу слуги символизируют скинию, то, вероятно, обобщенно говоря, их набожная жизнь и является тем жертвенником, на котором они приносим Богу свои жертвы.
- Двор скинии:
9 Сделай двор скинии: с полуденной стороны к югу завесы для двора должны быть из крученого виссона, длиною во сто локтей по одной стороне;
10 столбов для них двадцать, и подножий для них двадцать медных; крючки у столбов и связи на них из серебра.
11 Также и вдоль по северной стороне - завесы ста локтей длиною; столбов для них двадцать, и подножий для них двадцать медных; крючки у столбов и связи на них из серебра.
12 В ширину же двора с западной стороны - завесы пятидесяти локтей; столбов для них десять, и подножий к ним десять.
13 И в ширину двора с передней стороны к востоку - завесы пятидесяти локтей.
14 К одной стороне - завесы в пятнадцать локтей; столбов для них три, и подножий для них три;
15 и к другой стороне - завесы в пятнадцать локтей; столбов для них три, и подножий для них три.
16 А для ворот двора завеса в двадцать локтей из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; столбов для нее четыре, и подножий к ним четыре.
17 Все столбы вокруг двора должны быть соединены связями из серебра; крючки у них из серебра, а подножия к ним из меди.
18 Длина двора сто локтей, а ширина по всему протяжению пятьдесят, высота пять локтей; завесы из крученого виссона, а подножия у столбов из меди.
19 Все принадлежности скинии для всякого употребления в ней, и все колья ее, и все колья двора - из меди.
Двор скинии – это место организованного собрания и поклонения Божьего народа. Значит, этот двор может символизировать некую группу, собрание, церковь – люди которых вместе служат Богу. Если это так, то следующее объяснение согласуется с этим, и само просится к выводу – Божьи собрания должны светить, и их руководители должны способствовать наличию масла – духовного руководства:
- Елей (масло) для светильника:
20 И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время;
21 в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.
В книге Откровение Иисус Христос сравнил собрания Своих слуг со светильниками – Откровение 2 глава:
1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
Если, о котором давал наставления Бог Моисею, это светильник, то масло – это постоянное служение Богу Его народа. Интересно этот вопрос рассмотреть исходя из притчи Иисуса Христа о десяти девах – Матфея 25 глава:
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Итак, масло (елей) – это ревность человека в служении Богу, верность Ему. Именно поэтому сыновья Израилевы – Божьи люди, – должны заботиться, чтобы светильник все время горел. Это же относится и к ученикам Иисуса Христа – дождаться Жениха и войти в Его дом – к свету Его. Так как за светильником должен был следить Аарон (священник) – так и Иисус Христос будет способствовать этому свечению – Матфея 28 глава:
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Масло должно было быть чистым, светильник должен гореть всегда – как и чистое поклонение Божьего народа своему Богу.