Матфея 3 глава
Иоанн Креститель. Крещение Иисуса Христа – начало самой важной миссии в истории человечества.
Крещение
- Иоанн Креститель:
1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Это пророчество записано в Исаии 40 глава:
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
Интересно, что Иоанн Креститель сам признавал, что он является этим гласом – Иоанна 1 глава:
19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
Несмотря на то, что Иоанн не считал себя обещанным пророком Ильей, позже Иисус Христос сказал, что он таки был тем Ильей – Матфея 11 глава:
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
Как было во время Первого Пришествия Иисуса Христа, так и во время Второго Его Пришествия – наше время, также должен появиться аналог пророка Ильи – который, по словам Исаии, также должен «призывать приготовить путь Господу» (см. «Илья»).
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Итак, Иоанн вел аскетический образ жизни – как это делали Божьи люди в древности, – и его деятельность состояла в призыве людей к покаянию и обращению к Богу – что в свое время делал и пророк Илья.
- Проповедь Иоанна:
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: 'отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Хотя можно подумать, что Иоанн использовал обычную аллегорию, но это не совсем так – эти слова согласуются с тем, что для того, чтобы быть потомком Авраама, не обязательно быть израильтянином по крови – Римлянам 9 глава:
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Библия часто сравнивает Израиль с деревом – от которого ожидались соответствующие плоды. Например, в Матфея 7 глава:
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Однажды Христос даже дал наглядный пример – Марка 11 глава:
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
В Библии дерево – это определенное средство, которое должно приносить соответствующие плоды (см. «Дерево»). Поэтому Израиль – это созданное Богом средство для установления Божьего Царства на земле, – которое ожидаемых плодов не приносило, – за что и был отброшен Богом как Избранный народ (см. «Избранный народ»).
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
В крещении Иоанна Крестителя вода символизировала Знание от Бога – которое давало осознание грешного состояния и побуждало человека к покаянию. Святой Дух от Христа также дарует Знание – которое примирит с Богом и приблизит к Нему. Но крещение огнем ожидает на противников Бога – и символизирует уничтожение. Это также сделает Исус Христос в День Господний – в наше время – 2 Псалом:
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника'.
Но для этого сначала необходимо отделить Божьих приверженцев от Его противников:
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Эти слова напоминают притчу Иисуса Христа о пшенице и плевелах – Матфея 13 глава:
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Во время Дня Господнего (наше время) из-за мировых событий произойдет расслоение общества – и станет хорошо видно кто-есть-кто – Малахии 3 глава:
16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: 'внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его'.
17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
- Крещение Иисуса Христа:
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
Так как Иоанн крестил в покаяние за грехи (11 стих), то Крещение Иисуса Христа от Иоанна символизирует покаяние за грехи всех последователей Христа – всех тех, чьи грехи взял на Себя Христос – всех тех, кто желает воспользоваться Искупительной Жертвой Иисуса Христа, – на это же указывает пророчество в Исаии 53 глава:
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
Крестившись, Иисус подтвердил начало выполнения данной Богом миссии. После этого Бог-Отец излил на Христа Святой Дух – как свидетельство того, что теперь Он может собрать набожных людей и крестить их Святым Духом. Кроме этого, Бог-Отец во-всеуслышанье высказал Свое одобрение действиям Своего Сына:
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
С этого времени началась самая важная миссия в истории человечества – путь к примирению с Богом и спасению всех набожных людей – путь к возвращению Рая.