1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28
Матфея 23 глава
Лицемерие книжников и фарисеев. Пустой Иерусалим для иудеев.
Горе лицемерам
· Книжники и фарисеи:
1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
Прошло уже около двух тысяч лет – а ситуация, фактически, не изменилась – духовные лидеры в наши дни поступают так же, как когда-то книжники и фарисеи. Но на величие человека Бог смотрит иначе:
· Кто возвышается – будет унижен:
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
Конечно же, здесь Иисус имеет в виду абсолютное значение – в качестве титула. Ведь отца называть отцом можно, учителя (например, в школе) – учителем, и наставника – наставником. А вот уже в общественных отношениях никакой лидер-человек быть (титулованным) отцом, учителем или наставником не должен, – он должен бы быть как слуга – и Бога, и подопечных людей:
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Итак, у Бога тот, кто заботится, больший того, о ком заботятся. В современном же мире людей все наоборот…
· Горе лицемерам:
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Во времена Иисуса фарисеи и книжники осуждали деяния Христа и препятствовали людям идти за Ним. С тех времен и до наших дней ничего не изменилось – у большинства духовенства верность Богу и исполнение Его Воли не в приоритете…
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Целью обращения новых верующих для духовных лидеров времен Иисуса Христа было увеличение количества паствы – и благодаря этому увеличение доходов. В наше время ситуация такая же – духовенство общепринятого христианства также в основном заинтересовано во власти и обогащении. Поэтому духовных лидеров настоящего времени не интересует учить людей Истины и направлять их к Богу. Да и как они могли бы это сделать, не понимая сути Святого Писания:
· Непонимание сути:
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Фарисеи и книжники, будучи учителями Закона, не понимали сути Божьего Слова и Закона – именно поэтому Бог через Исаию назвал их заповеди человеческими – Исаии 29 глава:
13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
Чтобы объяснять Божьи Принципы и Законы, их надо понимать. Иначе это будет подтасовкой под собственные взгляды и интересы – и с Божьими намерениями не согласуется:
· Лицемерие фарисеев и книжников:
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
Что ж, меру вины своих отцов они дополнят, – еще больше их – убив Божьего Сына Иисуса Христа…
· Убийцы пророков:
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
34 стих указывает, что в Своей доземной жизни Иисус был Богом израильтян – это Он посылал пророков к Израилю, и Он пытался их собрать и вернуть к Богу-Отцу. Следующий стих это подтверждает:
· Опустевший Иерусалим:
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
После убийства иудеями Иисуса Христа Иерусалим утратил свой статус главного города Божьего народа – и в 70 году был полностью разрушен (см. «Параллель»). С того времени Иерусалим стал духовным и символически был перенесен в небесную сферу.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Эти слова Христос процитировал из книги Псалмов, где говорится о Дне Господнем – Псалом 117:
22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
23 это - от Господа, и есть дивно в очах наших.
24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!
25 О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!
26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.
*Первую часть этого пророчества Иисус цитировал при похожих обстоятельствах разговора – о чем мы читали в рассмотрении 21 главы Евангелие от Матфея (Матфея 21:42-44).
Время смерти и воскресения Христа почти наступило, и после этого Он должен был отойти к Богу – Псалом 109:
1 … . Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
2 стих указывает на наше время – время Господнего Дня – когда для Христа наступит время господствовать. Это событие описано в Матфея 24 глава:
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
Как здесь указано, знамение Сына Человеческого увидят все люди – в том числе и символические фарисеи и книжники (те ведь уже давно мертвы), – то есть люди такого же склада ума, что и фарисеи и книжники времен Иисуса Христа. И они «восплачутся» и будут вынуждены признать силу и власть Христа – символически сказав: «Благословен грядущий во имя Господне!»
Окончание этой главы логично переходит в тему следующей главы – Знамения времени Конца: