Матфея 19 глава
Одно тело на двоих, настоящее богатство и награда Божьим верным.
Настоящее сокровище
· Из Галилеи в Иудею:
1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.
2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.
Слава об Иисусе Христе, как Великом Пророке, росла все больше – поэтому люди шли за Ним. И это не могло не волновать старейшин иудейского народа – которые не желали делиться властью:
· О женитьбе и разводе:
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Быть двум как одна плоть предполагает единство. А что едино – разрушать не стоит. Такой подход к женитьбе требовал более ответственного отношения и побуждал бы супругов к сотрудничеству – то есть, способствовал бы единству.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
Божье намерение совершенно – но люди несовершенны. Видя, что запрет развода может побудить к издевательствам над нелюбимой женой, Бог позволил развод.
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Фактически, этими словами Иисус защищал женщин, с которыми в те времена часто разводились для того, чтобы жениться на более молодой. И разведенная женщина могла остаться без средств к существованию.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
Что ж, с таким подходом к женитьбе даже ученики Иисуса Христа, будучи хоть и набожными людьми, но все же частью той системы, заметили всю тяжесть ответственности – и сделали соответствующий вывод.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Как мы могли увидеть в рассмотрении 56 главы книги Исаии, Иисус Христос здесь не говорил о физическом оскоплении, а о символическом. Подтверждением этому являются наставления апостола Павла, записанные в 1 Коринфянам 7 глава:
26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
Суть всего сказанного здесь апостолом Павлом сводится к тому, что все помыслы и действия следует отдавать Богу. А все другое – и женитьба в том числе, – должно быть второстепенным. Особенно это актуально в то время, когда проходит образ мира сего – приближается его конец. А это, как мы знаем, наше время.
· Иисус и дети:
13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.
Как мы заметили в рассмотрении предыдущей главы, дети искренние и готовы учиться. Именно такими должны быть люди Божьего народа.
· Иисус и богатый юноша:
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Юноша использовал слово Благий в качестве титула, а Иисус был крайне внимательным к словам – и отдавал всю славу Богу.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Исполнение Божьих Заповедей – о которых говорил Иисус Христос, – это базовые требования, чтобы получить Божье одобрение и получить возможность жить в Божьем Царстве. Но существовала и другая возможность – а для этого необходимо было идти на радикальные изменения в жизни:
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Интересно: продать и раздать – и получишь сокровище на небесах! То есть для того, чтобы получить небесное сокровище, необходимо отказаться от земных сокровищ. Тем более, что небесное сокровище добывается духом – внутренним состоянием человека, о котором Иисус Христос говорил в Нагорной Проповеди. Дав этот совет, Иисус предложил этому юноше присоединиться к тем, кого Он называет своими братьями, и кто будет соправителем с Ним в Царстве (см. «Братья Христа»).
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
Вопрос учеников был вполне логичным, исходя из того, что, в целом, все люди желают богатства – потому как это, на взгляд большинства людей, достаток и безопасность.
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
На самом деле, безопасность от богатства обманчива – по-настоящему безопасно только под Божьей защитой – Матфея 6 глава:
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Если вы по-настоящему возлагаете на Бога все свои заботы – Он о вас позаботится – Псалом 36:
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.
Кстати, Бог позаботится о таких людях не только в этом несовершенном мире – в Божьем Царстве такие люди получат значительно большие благословения:
· Награда апостолам Христа:
27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Земные сокровища, благодаря которым люди, владеющие ими, чувствуют себя влиятельными и важными, в Божьем Царстве не будут иметь никакого веса – там в почете будут люди с духовным богатством. И такое богатство вечное – Матфея 6 глава:
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.