1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28
Матфея 26 глава
Тело и Кровь Христа. Смертельная скорбь. Предатель и несправедливый суд.
Новый Завет и тяжелая чаша
· Приближение времени:
1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Как раньше говорил Сам Иисус Христос: от избытка сердца говорят уста (Матфея 12:34). Иисус заранее знал день Своей смерти и насколько тяжелой будет эта смерть – и это, вне сомнений, тяжелым бременем лежало на сердце Ему…
· Решение убить Иисуса Христа:
3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
Приближалась Пасха – и такое решение иудейских старейшин дало возможность Иисусу Христу отпраздновать этот важный праздник – во время которого Он дал Новый Завет всем Своим последователям.
· Помазание Иисуса миром:
6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
В 12 главе Евангелие от Иоанна указывается, что эти негодования высказал Иуда Искариот, воровавший из денежного ящика для пожертвований. А женщина – это Мария, сестра Лазаря – которого Христос перед этим воскресил, – которая, очевидно, таким образом хотела отблагодарить Иисуса за тот поступок.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Возможно, такое замечание Иисуса Христа вызвало у Иуды Искариота обиду – и усилило его желание предать Христа:
· Тридцать сребренников:
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
*Сребренник – греческая дидрахма, ровняющаяся четырем динариям. 1 динарий – дневной заработок наемного работника.
Сума в 30 сребренников, как и их дальнейшая судьба, была предсказана у пророка Захарии 11 глава:
12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников.
13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника.
*Исполнение второй части пророчества можно увидеть в Матфея 27:6-10.
Хотя Иисус Христос неоднократно говорил о Своей приближающейся мученической смерти, Иуду никак не затрагивало то, что из-за его предательства может быть убит Великий Пророк. То есть, он особо и не слушал поучения Христа, а ходил с Ним, очевидно, исключительно ради корысти…
· Пасхальная Вечеря – Новый Завет:
17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
18 Он сказал: пойдите в город к такому - то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
Как видим, кроме учеников, у Христа было немало сторонников – готовых с радостью Ему услужить.
20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
Это событие также отображено в пророчестве – 40 Псалом:
10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.
24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
Даже после этих слов Иуда не изменил своего намерения предать Христа – совесть его спала, а жадность слепила глаза и затыкала уши…
25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
*В иудейской речи тех времен высказывание «ты сказал» – это утверждающий ответ.
Очевидно, другие апостолы Христа были обескуражены словами Христа и полагались на Его действия и реакцию – поэтому особой реакции с их стороны относительно Иуды Искариота не было, или же просто не описано. В любом случае, как сказано в 13 главе Евангелие от Иоанна, после этого Иуда вышел из комнаты и пошел к иудейским старейшинам. То есть, он не присутствовал во время составления Нового Завета:
· Новый Завет:
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Так называемый Старый Завет (Моисеев Закон) был только прообразом Нового Завета – где приношения в жертву животных за грехи символизировало то, что сделал Иисус Христос – принес в Жертву Самого Себя за грехи всех людей, которые пожелают воспользоваться этой Жертвой. И следование этому Новому Завету, в отличие от Моисеева Закона, действительно дарует жизнь.
Принятие хлеба в качестве Тела Христа хорошо объяснил апостол Павел в 1 Коринфянам 10 глава:
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
То есть, тот, кто потребляет такие хлеб и вино, становится частью Тела Христа и очищается Его Учением от греха – одним Телом и Духом с Ним (см. «Тело и Кровь Христа»).
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
Относительно плода виноградного не скажем, но в общем эти слова указывают, что в следующий раз так торжественно апостолы Христа встретятся с Ним уже в Божьем Царстве…
· Ученики напоследок соблазнятся:
30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
Это пророчество записано в Захарии 13 глава:
7 О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых.
Интересно – здесь упоминаются малые, о которых часто говорил Иисус Христос – например, в притче об овцах и козлах, записанной в предыдущей – 25 главе. И это, как мы знаем, речь может быть о так называемых братьях Христа (см. «Братья Христа»).
32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
Очевидно, ученики Христа не очень понимали, о чем Он здесь говорит – иначе они бы так бурно не реагировали на Его смерть и воскресение – как это будет описано дальше…
33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
Самоуверенность – черта нехорошая. Об этом же предупреждал апостол Павел в 1 Коринфянам 10 глава:
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Впрочем, в Луки 22 глава указывается, что Иисус, сразу после предупреждения Петра об этом отречении, сказал и о Своем прощении ему этого, еще и задание дал:
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
· Ревностная молитва Христа:
36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
Чем ближе был час смерти – тем труднее было Христу…
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
Хотя Иисус и намеревался обратиться к Богу-Отцу и просить Его о поддержке, но Он, очевидно, искал поддержки еще и у Своих учеников – которые из-за непонимания ситуации помочь Ему не могли. Это еще раз показывает, насколько встревоженным был Иисус Христос…
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
Иисус, видя, что ученики не понимают, в каком тяжелом состоянии Он находится, призвал их позаботится хотя бы о себе…
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
Несмотря на Свою тревогу, Христос понимал необходимость того, что Ему придется пережить – Иоанна 12 глава:
27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
Смирение Христа относительно Божьей Воли является ярким примером для всех Его последователей…
43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
Несмотря на то, что Иисус знал о том, что уже идут схватить Его, Он даже не думал о том, чтобы скрыться:
Арест Иисуса:
47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
Этим учеником был апостол Петр, и меч он взял с собой по слову Христа – Луки 22 глава:
35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
Также, Иоанна 18 глава:
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
Интересное выражение: взявшие меч, мечом погибнут – как думаете, это просто предостережение, что кто возьмет меч, того мечем убьет противник? Или, возможно, следует на это выражение посмотреть с другой стороны – убивая другого человека убийца убивает самого себя – свою душу. Ведь человек, даже если его убить, может воскреснуть. Но кто убивает другого – может уже и не воскреснуть, – то есть, убивая другого, такой человек убивает себя. Об этом же слова в Откровение 13 глава:
10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убитым мечом. Здесь терпение и вера святых.
Следовательно, предостережение Христа может иметь более широкое значение…
53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
Имея такую великую Власть – и терпеть унижение от алчных людей… Невероятная Сила Воли Божьего Сына!
Кстати, перед лицом страданий и ужасной смерти Христос исцелил раненного раба – который пришел с теми, кто желал Его убить – Луки 22 глава:
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
Как видим, невзирая на душевное беспокойство, Христос сохранял контроль над Своими эмоциями – еще и прямо указал на исполнение во всех этих действиях противников пророчеств из Писания:
55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
56 Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
Конечно же, противников Христа Его слова не затрагивали – поэтому они дальше действовали согласно задуманному:
· Ночной суд у Каиафы:
57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
Это согласуется с признаком Христа, записанном в Откровение 1 глава:
7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Но, как мы указали в рассмотрении 24 главы Евангелие от Матфея, все это произойдет во время Конца – наше время…
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
Согласно Моисееву Закону, первосвященник не должен был рвать на себе одежду – Левит 21 глава:
10 Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих;
Поэтому Каиафа – что так, что этак, – согрешил перед Богом, и у тратил честь быть Его первосвященником.
66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
· Издевательство над Христом:
67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
Как дает основание понимать Библия, до Своей земной жизни Иисус Христос был Богом Иудеев – и они так к Нему отнеслись…
*Задолго до этого Христовы страдания были ярко описаны в Исаии 50 и 53 главы.
· Исполнение слов Христа Петру:
69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
Так и есть – страх парализует и делает слабым…