Матфея 27 глава
Суд над Иисусом у Понтия Пилата. Распятие Иисуса, Его смерть и погребение.
Казнь Невиновного
· Решение убить Иисуса Христа:
1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
Сами иудеи лично убивать Иисуса Христа не хотели, а решили сделать это руками римлян, которые были язычниками. Поэтому и вышло так, как предсказывал Христос – что Он будет выдан язычникам – Марка 10 глава:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
· Раскаянье Иуды:
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
Интересно, что иудейские старейшины не возражали Иуде относительно того, что Иисус был невиновен…
5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.
6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8 посему и называется земля та 'землею крови' до сего дня.
9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
Относительно 6-10 стихов предсказано у пророка Захарии 11 глава:
12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников.
13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника.
А вот относительно пророчества Иеремии – то, возможно, автор этого Евангелие Матфей ошибся, и имел ввиду именно пророка Захарию, потому как у пророка Иеремии близких к цитированным Матфеем словам стихов нет (по крайней мере, среди дошедших до нашего времени). Есть только несколько отдаленно похожие по смыслу стихи в Иеремии 19:1-13 и 32:6-9…
· Суд у Понтия Пилата:
11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
*В речи тех времен выражение «ты говоришь» – это утвердительный ответ.
12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
Иисус вел Себя достойно и спокойно – смысла реагировать на ложные обвинения не видел, приговор Ему был известен итак. Это существенно отличало Иисуса Христа от других обвиняемых – поэтому Пилат действительно был удивлен…
15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
Значительная часть людей действительно считали Иисуса Христом – Мессией, о Котором писали пророки. И Пилат, надеясь на поддержку простых людей, пытался обойти обвинения иудейских старейшин и отпустить Иисуса – причину обвинения Которого он знал:
18 ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
Возможно, таким образом через жену Пилата кто-то из Божьих Ангелов (не Бог-Отец – Которому все известно наперед) пытался облегчить страдания Христа…
20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
Когда нечего сказать в обвинение – они выкрикивали только свое желание.
Фактически, Пилат пытался достучаться к совести народа, повторяя вопрос о судьбе Иисуса. Но иудеи осознанно выступили против Божьего Сына – и осознанно осудили Его без вины.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
Этими словами иудеи прокляли себя и своих потомков – и кара за это для них, как показывает история, длится до нашего времени.
26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
В Новом Русском Переводе (НРП) этот стих звучит так:
26 Тогда Пилат освободил им Варавву, а Иисуса велел бичевать и затем отдать на распятие.
Жизнь праведного Иисуса Христа взамен жизни преступника? Что ж – так действительно и есть – Иисус отдал Свою праведную Жизнь за жизнь каждого из нас – являющихся грешными и предрасположенными ко злу…
Здесь можно задаться вопросом: если Пилат пытался спасти Иисуса, то почему перед распятием дал жестокий приказ бичевать невиновного Человека? Но, как можно увидеть в 19 главе Евангелие от Иоанна, после жестокого бичевания Пилат еще раз вывел израненного и страждущего Иисуса перед народом, надеясь вызвать милосердие у людей – чтобы те таки отказались от Его убийства.
· Издевательство над Иисусом:
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
Странно – зная, что Иисус был невиновен, воины все же издевались над Ним… Впрочем, вероятно они не понимали сути дела – для них Он был очередным преступником…
· Распятие Иисуса:
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
Как мы читали выше, перед этим Иисуса бичевали – жестоко избили бичами спину, – что превращает ткани в кровавое месиво. Поэтому Христос, будучи обессиленным сначала по причине эмоциональных страданий, а потом из-за бессонной ночи, издевательств и побоев, был просто неспособен нести что-либо на спине, тем более, тяжелое бревно.
Вполне возможно, что эта история с крестом имеет некое символическое значение – посторонний, грешный и несовершенный человек помог нести крест Божьему Сыну – орудие Его страданий и убийства, и, кроме этого, Выкупа человечества от греха и смерти. Возможно, это символизирует то, к чему позже призывал христиан апостол Павел в Галатам 6 глава:
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
То есть, помогать друг другу преодолевать трудности – выпадающие на нашу судьбу в этом мире сатаны. А возможно, здесь более глубокий смысл: Иисуса на казнь вели два типа людей – те, кто желал Ему смерти, и те, кто Ему сочувствовал, и, пускай даже нехотя, облегчал Его страдания – принимая часть страданий вместе с Ним – Иоанна 16 глава:
33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
В общем, все, кто будет «идти» вместе с Христом, получат часть Его страданий – но вместе с этим, и «облегчат» Его страдания – по крайней мере, они будут не напрасными…
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35 Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий;
Это событие также предсказано в 21 Псалме:
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
*Весь этот Псалом описывает страдания Иисуса Христа.
36 и, сидя, стерегли Его там;
37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
Действительно «вина» – будучи Богом иудеев – настоящим их Царем, – Он принял смерть для их спасения, и не только их, но и всего человечества.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
· Насмешки с распятого Иисуса:
39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
Все эти насмешки похожи на насмешки самого диавола – пытающегося сломать стойкость Христа.
44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
Лука описывает разную реакцию этих разбойников на распятого Иисуса Христа – Луки 23 глава:
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Похоже, эта история не случайна – эти два разбойника представляют два типа людей: одни будут насмехаться – и останутся ни-с-чем, а другие раскаются – и воскреснут в Божьем Царстве.
· Смерть Иисуса Христа:
45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Всевышний Бог – Источник Энергии, которая ассоциируется со Светом. После насмешек, оказавшись в удручающей тьме, Иисус действительно почувствовал Себя оставленным – давление диавола было невероятным. Но Иисус все это стойко выдержал – и после этого Бог-Отец Его забрал:
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
В старозаветные времена Божий храм был разделен на две части – одна скиния была регулярно посещаема и там проводилось служение. А вторая скиния была отделена от первой завесой, и называлась Святое-святых. Только раз в год первосвященник имел право туда войти и принести жертву. Значение всего этого хорошо объяснил апостол Павел в Евреям 9 глава:
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
------------------------
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
-------------------------
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
Итак, разрыв завесы в храме во время смерти Христа указывает на то, что рукотворный храм утратил свое значение, что Иисус Христос представил ценность Своей Искупительной Жертвы Богу, и, вместе с этим, открыл доступ к служению в небесном храме Божьим избранникам – так называемым братьям Христа – Евреям 10 глава:
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
Открытие гробов, очевидно, было буквальным – вследствие землетрясения, произошедшего во время смерти Христа. Но усопшие святые «воскресли», вероятно, не буквально – потому что являлись людям в видениях. И заметим, являлись они ПОСЛЕ воскресения Иисуса Христа – что указывает на то, что Жертва Христа была представлена Богу, и Божьим святым теперь открыт путь к воскресению.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
Мария, мать Иакова и Иосии – это, очевидно, мать Иисуса Христа – Матфея 13 глава:
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
Здесь об этом как бы умалчивается…
· Погребение Иисуса Христа:
57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
То, что Христос будет погребен у богатого предсказано в Исаии 53 глава:
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
· Стража возле гроба:
62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
Значит, фарисеи и книжники отлично понимали, о чем говорил Иисус Христос, когда говорил о разрушении храма и его восстановлении за три дня…
64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
Старейшин народа не пугали странные и страшные события, произошедшие во время смерти Иисуса Христа – поэтому они и дальше упрямо выступали против Бога.