1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24
Луки 22 глава
Сговор иудейских старейшин и Иуды Искариота. Тело и Кровь Христа. Быть большим у Бога и завет Царства. Желание сатаны и самоуверенность Петра. Арест Иисуса Христа и отречение Петра.
Воспоминание и Новый Завет
- Предатель Иуда:
1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
Еще задолго до предательства Иуды Иисус знал о его склонностях – Иоанна 17 глава:
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Сыном погибели, о котором говорит Христос, был Иуда Искариот. Но чтобы сбылось Писание – Иисус терпел предателя среди Своих учеников. Очевидно, причиной предательства Иуды была его любовь к деньгам – Иоанна 12 глава:
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Итак, пребывая с Иисусом Христом, Иуда не мог не знать об отношении иудейских старейшин к Учителю, и об их неоднократных попытках обвинить Его. Также, от Самого Иисуса Христа он должен был слышать, что иудеи хотят Его убить – Иоанна 7 глава:
19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
Зная все это и, мало того, видя невероятные чуда Учителя, Иуда не воздержался от предательства – очевидно, любовь к деньгам ослепила его…
- Приготовление Пасхи:
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
Очевидно, Петр и Иоанн дружили между собой, потому что в Евангелиях часто описывается, что они вместе – как вот здесь, например, или в последних главах Евангелие от Иоанна…
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
- Воспоминание и Новый Завет:
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
Так как жертва пасхального ягненка во времена выхода израильтян из Египта спасла жизнь первенцев израильтян (которые, согласно Божьему указанию, должны принадлежать Богу – см. Исход 12 и 13 главы), так и Искупительная Жертва Иисуса Христа во время наступления Божьего Царства спасет жизнь тех, кого символизируют первенцы израильтян времен Моисея – Божьих избранников, так называемых братьев Христа (см. «Первенцы» и «Братья Христа»). Именно тогда и совершится Пасха в Божьем Царстве – о чем и говорит Иисус Христос в 16 стихе.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
Сложно сказать, что имел в виду Иисус Христос, когда сказал, что не будет пить вина до прихода Божьего Царства – ведь после воскресения Он стал Духовным Созданием – и не факт, что в духовном мире будет вино. Вероятно, это значит, что только в Божьем Царстве Он сможет встретиться и приятно провести время со Своими апостолами – о чем и говорится в 30 стихе.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Так называемый Старый Завет (Моисеев Закон) был только прообразом Нового Завета – где приношения в жертву животных за грехи символизировало то, что сделал Иисус Христос – принес в Жертву Самого Себя за грехи всех людей, которые пожелают воспользоваться этой Жертвой. И следование этому Новому Завету, в отличие от Моисеева Закона, действительно дарует жизнь.
В отличие от других Евангелий, здесь Лука упоминает, что Христос завещал поступать так в Его воспоминание. Правда, здесь, будто, говорится только о принятии хлеба. Но апостол Павел объяснил, что Иисус имел в виду оба символа – 1 Коринфянам 11 глава:
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Принятие хлеба в качестве Тела Христа хорошо объяснил апостол Павел в 1 Коринфянам 10 глава:
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
То есть, тот, кто потребляет такие хлеб и вино, становится частью Тела Христа и очищается Его Учением (Кровью) от греха – становится одним Телом и Духом с Ним (см. «Тело и Кровь Христа»). Следует заметить, что Лука указывает, что сначала Иисус велел ученикам взять вино и разделить между собой – приготовиться к его распитию (17 стих). И это также может иметь символическое значение – ведь прежде, чем присоединиться к Телу Христа – стать частью Божьего народа, – сначала необходимо хотя бы услышать об Учении Христа.
Таким образом, потребление символов Тела и Крови Христа – в Воспоминание о Жертве Христа, – является одним из самых важных, а согласно непосредственного завета Самого Христа – ЕДИНСТВЕННЫМ праздником для Его верных последователей (см. «Сие творите в Мое воспоминание»)…
21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
Согласно Евангелие от Иоанна (13 глава), Иуда Искариот не принимал участия в принятии символов Тела и Крови Христа – то есть, не стал участником Нового Завета, – Иисус перед этим отправил его совершить задуманное им – предать Его…
- О больших и меньших:
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
Хотя Иисус и возлежал со Своими учениками у стола, но именно Он роздал им хлеб и вино – то есть, фактически прислуживал. Это только то, что описано в этом Евангелие. А в Евангелие от Иоанна описано, что Он еще и ноги помыл Своим ученикам.
Итак, этими словами Иисус объяснил, что у Бога большим является тот, кто заботится о других – таким будет устройство в Божьем Царстве:
- Завет Царства:
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Вероятно, апостолы Иисуса Христа много чего из слов Учителя не понимали – то Он говорил им, что вскоре Его схватят и убьют, то Он завещает им Царство. Да – Писание действительно говорит, что Христос будет царствовать и возобновит Царство Израиля – и ученики это знали и ждали этого – Деяния Апостолов 1 глава:
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Но из-за непонимания Божьего Намерения апостолам все это не укладывалось в голове. А Иисус Христос, завещая Царство, говорил о Царстве Божьем – время наступления которого для них было еще очень далеко. Правда, их царствование будет заключатся в помощи жителям земли привести свою жизнь в соответствие с Божьими требованиями – к совершенству (см. «Божье Царство»), – как и объяснял Иисус Христос о больших и меньших у Бога…
- Желание сатаны и самоуверенность Петра:
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
Итак, сатана по своему обычаю опять ставил под сомнение верность Божьих слуг – как это было с Иовом – Иова 1 глава:
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?
И, очевидно, сатана поступал так в отношении многих верных Божьих слуг – клеветал на них – Откровение 12 глава:
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
Поэтому, в то время как сатана клеветал на апостолов Христа перед Богом-Отцом, Иисус Христос просил за них Бога-Отца:
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
Хорошо быть уверенным в своих силах, но чрезмерная самоуверенность делает слабым – потому что сатана не оставит попытки «выбить почву из-под наших ног» – 1 Коринфянам 10 глава:
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
Иисус Христос знал Петра – поэтому, несмотря на то что он как бы и предаст Его, сразу же сказал, что простит ему.
Этими словами Иисус дал понять ученикам, что приближаются трудные времена – и начнутся они с Его ареста:
- Причтут к злодеям:
35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
Это пророчество записано в Исаии 53 глава:
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
Иисус хорошо знал Писание – поэтому даже перед лицом мук и смерти заботился об исполнении Божьих пророчеств…
- Молитва Иисуса Христа:
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
Даже будучи Божьим Сыном и зная, что смерть – это не конец жизни, и что потом Он воскреснет, – Иисус все равно хотел бы избежать страдания и смерти. Но Воля Бога-Отца для Него была на первом месте…
43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
Только в Луки упоминается, что Иисуса в это время поддерживал Божий Ангел.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Что ж – Кровь Иисуса Христа действительно досталась земле (человечеству) через Его большие страдания…
45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
В критических и стрессовых ситуациях человек склонен терять контроль – и этим может воспользоваться сатана. Именно такая ситуация приближалась – где действительно должен был присутствовать сатана – Иоанна 14 глава:
30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
- Арест Иисуса:
47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
Очевидно, ученики Христа слушком буквально восприняли Его слова и необходимости вооружаться.
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
Этим учеником, ударившим раба первосвященника, был апостол Петр – Иоанна 18 глава:
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
О том, что Иисус исцелил раненого раба, говорит только Лука. Но, это чудо не остановило тех, кто пришел схватить Христа, – хотя они и понимали, что поступали неправильно – ведь действовали тайно, под покровом ночи. И на это Иисус Христос обратил их внимание:
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
Осуждение Христом иудеев было справедливым – они действительно действовали в интересах сатаны – время которого, как указал Иисус, наступило. И действовал сатана не только против Иисуса Христа:
- Петр трижды отрекается от Христа:
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
62 И, выйдя вон, горько заплакал.
Петру можно посочувствовать – он и так был удручен из-за ареста Учителя и чувствовал враждебность мира (за чем, на самом деле, стоял сам сатана). А тут еще и отрекся от Учителя – Которого, как показывает Библейская история, очень уважал и любил. Можно себе только представить, что Петр увидел во взгляде Иисуса Христа – было это там, или нет…
- Надругательство над Христом:
63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?
65 И много иных хулений произносили против Него.
Что же – сатана старался как мог, пытаясь сломать стойкость Иисуса Христа. И люди с радостью ему в этом помогали – не понимая, что творят…
- Суд перед синедрионом:
66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион
Итак, у Иисуса был эмоционально трудный вечер – проведенный в ревностной молитве, была бессонная ночь – в течении которой над Ним издевались, а теперь еще и несправедливый суд надменных людей…
67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;
68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;
69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.
70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.
71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.
В течении служения Иисуса Христа было немало свидетельств того, Кем Он был – что Он Христос. Но старейшины народа этого видеть не желали. Так и теперь – их интересовал ответ Иисуса Христа только для того, чтобы достичь своего – осудить Его и убить…