Луки 19 глава
Иисус в гостях у Закхея. Притча о десяти минах. Славный въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Судьба Иерусалима.
Кому дастся и от кого отнимется
- В гостях у Закхея:
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Они «меряли» Иисуса Христа по себе – думали, что Он будет давать предпочтение уважаемым и набожным, по их мнению, людям. Но Христос видел настоящую сущность человека – и избирал тех, кто оценит оказанную Им честь, воспримет Его поучения и сможет измениться:
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Поступили бы так фарисеи или книжники? Маловероятно…
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Хотя Закхей и был иудеем – то есть действительно потомком Авраама по крови, но апостол Павел называл детьми Авраама иудеев по духу – Римлянам 9 глава:
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
То есть, можно быть «иудеем» – из Божьего народа, – даже не будучи этническим иудеем – Римлянам 2 глава:
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Итак, любой, выказывая веру в Иисуса Христа и соблюдая Его Учение, может быть дитем Авраама – а значит, получить обещанное Богом благословение потомкам Авраама.
Будучи частью системы тех времен, Закхей жил согласное ее правилам – и достаточно успешно. Но, исходя из того, что он очень хотел увидеть Иисуса Христа – Великого Пророка, о Котором много говорят, – он мог принять Истину и стать хорошим последователем Христа. Поэтому, несмотря на то что Закхей был как бы «погибшим» (10 стих) – пропащим грешником, по суждению иудеев, – по мнению Христа – Который «видел сердца людей» (их сущность) – его можно было спасти. Следовательно, Иисус Христос дал Закхею такую возможность.
Итак, не зря Иисус Христос учил не судить других – Бог лучше знает, кого можно спасти. И каждый грешник – каким бы он ни был, – имеет шанс на спасение – лишь бы начал приносить соответствующие плоды:
- Притча о десяти минах:
11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
Исходя из того, что иудеи ожидали Божье Царство именно в те времена – а так, как мы знаем, не случилось, – Иисус указал, что человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться.
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
*Мина – серебряная денежная единица, весом около 450 грамм, ровна около 100 дневных заработков наемного работника.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
Как можно понять из общего контекста притчи, господин здесь символизирует Иисуса Христа – Который после смерти и воскресения действительно отправился в дальнюю страну (на небо) получить Царство.
Заметим – рабов (слуг) господина было именно десять – число человеческой полноты (см. «Числа и народы»). То есть, эти рабы символизируют всех учеников Иисуса Христа – которые остались на земле и получили от Него задание увеличивать количество Его последователей – Матфея 28 глава:
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Следовательно, мины символизируют Учение Иисуса Христа – пользуясь Которым в меру своих возможностей последователи Христа во время Его отсутствия должны были бы находить для Него новых членов Его народа.
Во времена Иисуса Христа гражданами прежнего Божьего народа были иудеи – которые в большинстве своем действительно не захотели, чтобы Христос царствовал над ними. Но за время отсутствия Христа (господина) иудеи давно утратили статус избранного Божьего народа (см. «Избранный народ»). Поэтому этот статус перешел к людям всего мира – где есть возможность услышать Учение Иисуса Христа.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
В Евангелие от Иоанна Иисус объяснил, почему одни сеют, а другие жнут – Иоанна 4 глава:
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
Сеяли пророки и Иоанн Креститель. Жать начал Иисус Христос и продолжили Его ученики – и эта жатва продлится аж до Дня Господнего – до нашего времени.
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
Так как Господин Иисус Христос отсутствует вот уже около 2000 тысяч лет, то, конечно же, никто из Его учеников, лично слышавших от Него задание идти и проповедовать, не дожили до времени Его возвращения – Второго Пришествия. Поэтому те десять рабов не могут символизировать первых учеников Христа. Сказать, что это некая религиозная организация или группа – также сложно. Ведь, например, Католическая или Православная церкви – которые как бы имеют наиболее древнее происхождение, – давно уже себя скомпрометировали. Поэтому не похоже, чтобы они представляли тех рабов господина, которые с доходом использовали оставленные господином мины. Хотя, вероятно есть некие религиозные группы, вышедшие из Католичества или Православья, и имеют определенные успехи в распространении Учения Христа. Но и их успехи зависят от усердия их отдельных членов. Поэтому больше похоже, что в этой притче Христа рабы господина символизируют отдельных последователей Христа, усилиями которых другие люди – слушая их и наследуя их примеры, – приближаются к Богу, – что согласуется со словами апостола Павла в Римлянам 14 глава:
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
Такую же мысль подтверждает другая, но похожая, притча Иисуса Христа о талантах, записанная в Матфея 25 глава – где, как мы пришли к выводу, таланты символизируют духовность каждого отдельного человека.
Итак, свою духовность (Веру – см. «Вера») необходимо развивать и делиться ею – чтобы «увеличить доход» нашего Господина Иисуса Христа и получить Его похвалу – Иоанна 15 глава:
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
Если ничего не делать, то можно потерять все – ведь вера без дел мертва – Иакова 2 глава:
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Чтобы с мертвой верой и самому мертвым не стать…
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
В Новом Русском Переводе (НРП) этот стих звучит так:
27 А моих врагов, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и убейте прямо передо мной».
Как говорит Библия, все противники Иисуса Христа будут уничтожены – ведь эта земля будет принадлежать Божьему народу, и места для безбожных на ней не будет…
28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
- Славный въезд Иисуса в Иерусалим:
29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен Господу.
35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
Иисус Христос хорошо знал Писание и внимательно следил за исполнением пророчеств, и въезд в Иерусалим на осле был частью пророчества – Захарии 9 глава:
9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.
36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
В 12 главе (9 стих) Евангелие от Иоанна объясняется, что народ радостно приветствовал Иисуса, потому что был под впечатлением от воскресения Лазаря.
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
Фарисеям прославление Иисуса Христа не нравилось, потому что так приветствовали царя – они же не хотели иметь Иисуса своим царем – как, фактически, и заметил Христос в притче о минах. Но ведь Он и есть Царь!..
- Судьба Иерусалима:
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
Это пророчество Иисуса Христа исполнилось в 70 году н.э. – когда римляне окружили и разрушили Иерусалим (см. «Параллель»).
- Очищение храма:
45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
До этого времени Иисус Христос старался чрезмерно не выступать против иудейских старейшин – вероятно, чтобы успешно закончить служение Богу. Но в то время Иисус знал, что ему осталось не долго – поэтому не сдерживал Свое возмущение корыстным отношением иудеев к Божьему храму.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Отношение Иисуса Христа к простому народу, стиль Его поучений – все это существенно отличалось от иудейских раввинов. Поэтому не удивительно, что народ неотступно слушал Его.