Луки 13 глава
Покайтесь. Исцеление в субботу. Притчи о Божьем Царстве. О спасающихся и о судьбе Иерусалима.
Пустой дом
- Покайтесь:
1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Когда придет время Божьего гнева, все люди, оказавшиеся без Божьей защиты, погибнут – от войны, болезней, или от голода. Но те, кто покается и присоединится к Божьему народу, получат Божью защиту. И даже если и погибнут, например, из-за гонений – они будут жить.
- Притча о смоковнице:
6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
Этой смоковницей (деревом) без плодов был Израиль (символическое значение дерева см. «Дерево»). И, вероятно, во время второго храма виноградарь окопал ее и обложил навозом. Но намерение срубить не изменилось – если плодов не будет. А плодов не было. Об этом же говорил Иоанн Креститель – Луки 3 глава:
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Между тем, можно быть уверенным, что эта притча имеет отношение и к современному христианскому миру…
Эту притчу описывает только Лука. В других Евангелиях описывается другой пример – когда Иисус проклял смоковницу за то, что на ней не было плодов, – и дерево засохло (см. Матфея 21 глава).
- Исцеление в субботу:
10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
Как видим, болезнь может быть следствием некоего духа. Но больше похоже, что этот дух является частью проклятия человечества и земли (Бытие 3 глава), и является следствием человеческого несовершенства. И, как видно дальше, за этим стоит сатана – который и спровоцировал несовершенство человечества.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
Старейшины народа слепо следовали «букве Закона» – не понимая его назначения и сути.
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Иисус уверенно и умело осуждал лицемерие – и Его аргументы были неоспоримы.
- Притчи о Божьем Царстве:
18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Здесь Иисус имеет в виду, что все начнется с малого – и разрастется все больше и больше. Это созвучно со словами из Исаии 60 глава:
22 От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время.
*Эти же притчи рассматриваются в Матфея 13 глава.
- О спасающихся:
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
Этими тесными вратами было (и есть) Учение Христа и преследование за Него – Его трудно принять в условиях этого грешного мира. И во времена Иисуса Христа действительно мало кто смог войти. В наше время ситуация такая же…
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
Теми, кто не смог войти, во времена Иисуса Христа были иудеи (да и в наше время последователи иудаизма не иные) – это они ели и пили пред Богом, и Он их учил. Но они не захотели войти, когда была возможность. В наше время такими же будут сторонники разных христианских течений, которые полагаются не на Божий Закон, а на собственные предания.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
Эти слова созвучны со словами Христа из предыдущей, 12 главы Луки:
8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
Следовательно, если Иисус не признает некоторых людей, то они отверглись от Него своими поступками…
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Эти слова показывают, что Бог в Свое Царство пригласит людей с разных концов мира – с разных народов. А израильтяне (большинство) – будучи когда-то избранным Божьим народом, – во времена Иисуса Христа упустили такую возможность. Так сбудутся следующие слова:
30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
Впрочем, последними также станут и представители других религий современности, считающих себя первыми…. Следовательно, эти слова о Последних Днях.
Говоря о спасающихся, Иисус Христос мог иметь в виду всех Своих верных людей – и тех, кто будет жить на земле в Божьем Царстве, и тех, кого Он назовет Своими братьями (см. «Братья Христа»). Но так как Иисус Христос сперва пришел звать именно достойных царствовать с Ним в Божьем Царстве, то этими спасающимися могут быть именно избранные для этой миссии – потому что они воскреснут первыми – Откровение 20 глава:
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Во времена Иисуса Христа немало иудеев надеялись быть частью царствующего народа. И немало современных религиозных течений ожидают того же – что они будто бы будут царствовать с Христом на небе. И непопадание на небо среди таких людей может вызвать отчаяние и скрежет зубов (см. «Камень преткновения»)…
- Еще не время, но уже близко:
31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.
32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;
Вероятно, здесь Иисус Христос имел в виду пророчество из Даниила 9 глава, согласно которому Иисус Христос будет проповедовать 3,5 дня-года (половина символической недели (седмины)).
33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
- Пророчество о судьбе Иерусалима:
34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!
34 стих указывает, что в Своей доземной жизни Христос хотел собрать чада Иерусалима – ведь Он был их Богом. Но из-за их отказа (иудеев) от Него, для них Иерусалим остался пустым – потому что тот физический город был отброшен. Взамен него появится Новый Иерусалим – небесный – Откровение 21 глава:
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
В этом городе смогут пребывать только верные Богу люди. И, конечно же, те, кто туда попасть не сможет (потому что не захотел менять – ни свои убеждения, ни свое поведение), будут в отчаянии и от этого будут «скрежетать зубами»…
Последняя часть 35 стиха – о «Благословенном грядущем во Имя Господнее», – имела два исполнения: первое маленькое – когда Иисус перед Пасхой въезжал в Иерусалим на осле (перед тем как Его схватили), а второй раз исполнится в Последние Дни во всемирном масштабе – когда Иисус Христос воцарится, и Его знамение на небе увидят все – Матфея 24 глава:
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
Те, кто ждет Христа – признают и благословят Его Пришествие. Другие же – все равно увидят Его Пришествие: благодаря целому ряду событий, предсказанных Христом.