Иоанна 18 глава
Арест и суд на Иисусом Христом.
Арест и суд
- Арест Иисуса:
1 Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.
2 Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.
3 Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.
Как видим, служители первосвященников и воины боялись Христа – ведь слышали, а возможно и видели, Его чуда, а значит, и Силу. Потому страх перед Иисусом, к Которому они неожиданно оказались так близко, несколько парализовал их – из-за чего они в панике отступили и попадали. Но и страх перед иудейскими старейшинами побуждал их действовать согласно приказу:
7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут,
9 да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.
Иисус не прятался, действовал уверенно и на опережение – что, очевидно, стало неожиданностью для посланников первосвященников. Таким образом Христос пытался защитить Своих учеников, которых также могли схватить.
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
В Луки указывается, что после этого Иисус сразу же исцелил того раненного раба – Луки 22 глава:
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
Конечно же странно, что даже после такого Иисуса схватили, и, как описано далее, жестоко с Ним обращались…
- Суд над Иисусом у Анны. Петр отрекается от Христа:
12 Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его,
13 и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.
14 Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.
Эти слова записаны в Иоанна 11 глава:
49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб
15 За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.
16 А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.
Этим учеником был апостол Иоанн Богослов – автор этого Евангелия.
17 Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет.
18 Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.
19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
В этой ситуации Иисус вел Себя спокойно, с достоинством, отвечал умело – сослался на многочисленных свидетелей Его дел и Учения, – и там оснований для суда над Ним не было. Ответ Иисуса на удар по щеке был соответствующим – поэтому слуге не было что ответить на аргумент Христа…
24 Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.
- Петр еще дважды отрекается от Христа:
25 Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет.
26 Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?
27 Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.
В то время Петр вспомнил слова Христа о его отречении – реакция на это описана в Матфея 26 глава:
75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
Об этом предостережении Иисуса мы читали в Иоанна 13 главе:
37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.
- Суд над Иисусом у Понтия Пилата:
28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
Как интересно и показательно – в своей основе Пасха символизирует освобождение Божьего народа из-под власти греха – что должен сделать Иисус Христос в Божьем Царстве. Пасхальный ягненок символизирует Иисуса Христа и Его Жертву – чрез Которого верные Богу люди получат освобождение. И иудеи – чтобы «не оскверниться» перед празднованием символической Пасхи, отдают на смерть Того, Кто является Основой настоящей Пасхи…
29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, -
Здесь иудеи сразу показали, какую участь они желали Христу – смерть.
32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
То есть, Иисус должен был умереть насильственной смертью – о чем Он говорил в Матфея 17 глава:
22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
Иисус владел огромной силой духа – в Его словах не слышно ни тени страха…
35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Ключевыми в этих словах являются слова о том, что ныне Царство Христа (Божье Царство) не отсюда – то есть, время Божьего Царства еще не наступило…
37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Иисус прямо сказал правду Пилату – но тот ее не понял, – хотя и не желал смерти Христу и пытался Его отпустить. Значит, Пилат не был от истины – и его риторический ответ подтверждает это:
38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
39 Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
40 Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
Как видим, Палат – будучи язычником, пытался судить справедливо. В противовес ему предводители Божьего народа, будучи ослепленными религиозным фанатизмом, а по факту – диаволом, безосновательно желали смерти Невинному Человеку – Который, к тому же, был Праведником и Божьим Сыном…