Луки 20 глава
Фарисеи хотят знать, какой властью действует Иисус Христос. Притча о приступных виноградарях. О налогах и о воскресении мертвых.
Преступные виноградари
- Власть Иисуса Христа:
1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
В то время этот вопрос их особенно интересовал, потому что Он в храме разогнал торговцев. А иудейские старейшины имели от этого доход. К тому же, учитывая то, что они не верили Христу, то этот вопрос был явно провокационным – что понимал Иисус Христос, и соответственно отреагировал на это:
3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
В этом Иисусовом вопросе был спрятан ответ на вопрос старейшин – и он намекал на власть Иоанна Крестителя – данную с небес. И именно такой властью мог действовать Иисус – о Котором свидетельствовал Иоанн:
5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
7 И отвечали: не знаем откуда.
8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Действительно – зачем отвечать тем, кто и так не намерен верить, и свое решение уже сделал, – даже если этого еще не признает:
- Притча о преступных виноградарях:
9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
Как мы понимаем, эта притча о Боге – в качестве господина виноградника, и израильтянах (их предводителях) – в качестве виноградарей. Дав израильтянам через Моисея Закон, Бог на долгое время дал им возможность управлять собой самостоятельно – ожидая соответствующих Закону плодов:
10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
Рабами, которых Бог посылал к израильтянам, были Его пророки – Иеремии 25 глава:
4 Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, - и вы не слушали и не приклоняли уха своего, чтобы слушать.
13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
Наследство – это власть над Божьим народом, – что в действительности должно принадлежать Божьему Сыну Иисусу Христу. А фарисеи и книжники не хотели отдавать свою власть над народом – Иоанна 11 глава:
47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
Какая тонкая и детализированная притча! – все так, как и произошло! И что интересно, для иудеев, по крайней мере для их старейшин, образы, использованные в притче, были знакомыми – ведь Бог не раз использовал образ виноградника в Святом Писании – например, в Исаии 5 глава…
15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
Использовав известные иудейским старейшинам образы, Иисус Христос открыто указал на их преступления – и наказание за это. Мало того, Он привел в пример еще одно пророчество:
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
Эти слова записаны в Псалме 117:
22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
23 это - от Господа, и есть дивно в очах наших.
Это пророчество Иисус продолжил словами из Исаии 8 глава:
14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
Иудейские старейшины должны были хорошо знать Писание – поэтому отлично понимали, о чем им говорил Иисус Христос:
19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
Странно, что, понимая притчу Иисуса Христа о преступных виноградарях – где было указано и о последствиях выступление против Бога, – они и дальше пытались исполнить указанное в притче!
Впрочем, рассмотренная притча Иисуса Христа и Его упоминание о Краеугольном Камне – как о Камне преткновения, – относится не только к иудейским старейшинам, – все это актуально и для нашего времени – где современное духовенство так же держится за власть и своими действиями выступает против Бога (см. «Камень преткновения»)…
- О налогах:
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком - либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
Что же – их хитрость здесь, так сказать, «лежит на поверхности»…
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Будучи Божьим Сыном, Иисус имел соответствующую поддержку от Бога-Отца – Исаии 54 глава:
17 Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.
Такую же силу Бог обещает всем Своим верным…
- О воскресении из мертвых:
27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32 после всех умерла и жена;
33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
Библия говорит о двух типах воскресения (в нашем, человеческом понимании) – одно, так сказать, промежуточное, а другое – окончательное (см. «Божье Царство»). Промежуточное воскресение будет происходить в Тысячелетнем Божьем Царстве – когда умершие будут оживать в физическом человеческом теле на земле – после такого воскресения смерть возможна. Окончательное же воскресение частично произойдет в начале Тысячелетнего Божьего Царства – для ограниченного количества Божьих избранников, – и в конце этого Царства – для всех остальных, достойных такой Божьей милости – Откровение 20 глава:
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Так как Иисус Христос в первую очередь искал Божьих избранников – которые будут достойны окончательного воскресения в начале Тысячелетнего Божьего Царства, – то именно о таком воскресении Он и говорил саддукеям. Также, Иисус знал, что они вообще не верят в воскресение мертвых, поэтому и привел им весомые аргументы:
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
В то время, когда жил Моисей, Авраам, Исаак и Иаков уже давно умерли – но Бог и дальше называл Себя их Богом – указывая, что для Него они живы. Дело в том, что Бог вне времени – 2 Петра 3 глава:
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Поэтому, для Него они уже живут во времени их воскресения. Божье отношение ко времени хорошо видно по одному ответу Иисуса Христа фарисеям, записанному в Иоанна 8 глава:
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
В Новом Русском Переводе (НРП) этот стих звучит так:
58 Иисус сказал: – Говорю вам истину, еще до того, как Авраам родился, Я ЕСТЬ!
Для Иисуса Христа понятие прошлого, настоящего или будущего было одним и тем же.
В виду этого интересно звучат слова из Исаии 38 глава:
18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.
19 Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.
Действительно – только живой – то есть воскресший, – сможет славить Бога:
38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
- Чей Сын Христос:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
Иисуса признавали сыном Давида, и Он этого не отрицал. А этими словами Он указал на Свой статус – Он Господь, Которому надлежит сесть одесную Бога (по правую руку).
Также, здесь опять присутствует понятие Бога вне времени – ведь в Своей доземной жизни Иисус Христос был Богом израильтян, а родившись человеком Он был потомком Давида. Следовательно, этим вопросом Иисус показал слушателям, что мир не так прост и однозначен, как может показаться простому грешному человеку:
- Осуждение книжников:
45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
Погоня за статусом и первоочередное удовлетворение собственных потребностей делает человека «слепым» и не способным анализировать Божьи Законы и принципы. Книжники знали Писание – поэтому имели перед Богом бОльшую ответственность – Луки 12 глава:
48 ---------------------. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
Несмотря на это, они заботились только о себе и о собственном достатке – поэтому и примут тем большее осуждение.