Выберите язык


1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24


 

  Луки 15 глава

  Притчи о пропавших овце и драхме, и о блудном сыне.

Радость за грешника

  • Притчи о пропавших овце и драхме:

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

  Бог любит человечество – Иоанна 3 глава:

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

  Будучи Божьим творением, все люди принадлежат Богу. Вот только грешники с Ним не останутся – а подлежат уничтожению. Поэтому Бог – любящий людей, – не хочет терять ни одного из них. Так и в притчах Иисуса Христа – владелец, конечно же, радуется тем, что имеет то ли овцы, то ли драхмы. Но ни одной из них терять не хочется – поэтому найденной утрате радуются. Так и Бог – дав людям возможность спастись, радуется каждым обращенным. Это если не брать во внимание, что фарисеи сами о себе думали, что они праведники, – но были ли они такими на самом деле – в Божьих глазах?..

  • Притча о блудном сыне:

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

  В те времена львиную часть имущества наследовал старший сын, а младшему доставалась значительно меньшая часть. Следовательно, младшему сыну зачастую приходилось строить свою жизнь и достаток на стороне – самостоятельно. Поэтому можно понять, что в притче Христа младший сын решил не медлить и строить свою жизнь заблаговременно.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

  Вероятно, для иудеев, для которых свинья – это нечистое животное, – это описание страданий младшего сына демонстрировало его крайнее унижение…

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

  Если, согласно приведенным выше притчам Иисуса Христа, человек радуется найденной овце или драхме, то насколько больше отец должен бы радоваться найденному пропавшему сыну – особенно, если этим Отцом является Всевышний Бог. Но, очевидно, этим радоваться могут не все:

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

  24 и 32 стихи говорят, что блудный сын «был мертв и ожил». Эти слова согласуются со словами Иисуса Христа о неких «мертвых» – о которых Иисус Христос говорил в другом случае – Матфея 8 глава:

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

  Как видим, даже будучи как-бы живым, можно быть мертвым (см. «Мертвые»)…

  Рассмотренные притчи Иисуса Христа о пропавших овце и драхме, а также о блудном сыне, поощряют нас обращаться к Богу, и становиться «найденными» или «ожившими» праведниками – зная, что приносит радость и Самому Богу, и Его Ангелам. Впрочем, в притче о блудном сыне есть еще один символический аспект:

 Израиль для Бога в определенном смысле также первенец – Исход 4 глава:

22 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой;

  Поэтому, будучи Божьим символическим первенцем, Израиль по праву должен бы унаследовать землю. Но иудейских старейшин – как и старшего брата рассматриваемой притчи, – беспокоило то, что Бог радуется обращению иудеев-простолюдинов, а потом еще и пригласил людей из язычников – о чем Бог говорил еще издревле, – например, Исаи 65 глава:

1 Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. 'Вот Я! вот Я!' говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим.

  Поэтому, иудейские старейшины времен Иисуса Христа не радовались обращению, по их мнению, грешников – и, как старший сын в притче (28 стих), не захотели принять Божье приглашение через Божьего Сына Иисуса Христа присоединиться к радости Бога и Его народа. Из-за чего они и остались в стороне (см. «Избранный народ»)…


1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24