Даниила 10 глава
Даниил видит некое удивительное видение, после которого он заболел и пребывал в посту три недели. После этого к нему приходит Божий Ангел с вестью и поддержкой. Видение, о котором упоминается в этой главе, описано в следующей (11) главе – на что указывает начало той главы.
Князья
- Бог дает откровение Даниилу:
1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.
Это произошло около 527 года до н.э.
2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
Возможно, это не имеет значения, но хотелось бы отметить, что Даниил был в сетовании три недели – столько же, сколько князь царства Персидского сдерживал Божьего Ангела, посланного к Даниилу – 13 стих. И, судя по контексту, эти три недели закончились одновременно.
3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
- Видение у реки Тигр:
4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,
5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.
6 Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей.
7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.
8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.
9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.
- Божий Ангел подбадривает Даниила:
11 И сказал он мне: 'Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне'. Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.
12 Но он сказал мне: 'не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.
Даниил сам искренне желал достигнуть разумения и смириться перед Богом – послужить, быть Ему полезным. Слова Божьего Ангела указывают, что Бог ценит, если человек желает понимать пророчества и смиряться перед Ним – Он ценит, когда человек желает быть с Ним.
13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
Достаточно интересный стих – с него можно сделать вывод, что царства людей (страны) имеют неких князей. И речь здесь не о людях – ведь кто из людей может противостоять Ангелу? А князь царства Персидского противостоял Божьему Ангелу. Только князь Михаил смог сдержать этого князя царства Персидского. Об этом князе Михаиле также упоминается в Даниила 12 глава:
1 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все,
которые найдены будут записанными в книге.
Судя по всему, Михаил, один из первых князей – это Архангел Михаил, о Котором говорится в Откровение 12 глава:
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Некоторые исследователи Библии считают, что Архангел Михаил – это Иисус Христос в Своей доземной жизни. Но Библия не подтверждает этого. Скорее всего, это тот Ангел, который сопровождал израильтян, когда Бог выводил их из Египта – Исход 23 глава:
20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.
21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем.
Итак, получается, что человеческие царства имеют своих князей в духовной сфере, или, иначе говоря, богов. И, как мы видим в данном случае, эти боги часто являются противниками Бога и Его Ангелов.
14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням'.
Это видение описано в следующей главе.
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел.
16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: 'господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.
Судя из этих слов Даниила, он понимал суть видения – что ожидает израильский народ. И это его пугало.
17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне'.
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня
19 и сказал: 'не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!' И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: 'говори, господин мой; ибо ты укрепил меня'.
20 И он сказал: 'знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.
Итак, когда будет побежден князь Персидский, придет князь Греческий. Все согласно Божьему намерению – ведь именно такая последовательность смены ключевых империй была указана в 7 и 8 главах. Такое впечатление, что в духовной сфере не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Напрашивается вывод, что Бог-Отец контролирует всех – и демонов, и ангелов. И все они действуют согласно Его Воле. Или в пределах Его позволения. Это согласуется со словами в Даниила 4 глава:
31 По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды.
32 И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: 'что Ты сделал?'
21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.
То есть, израильтяне имели своего, могущественного защитника – Михаила, одного из первых князей.