Иоанна 5 глава
Исцеление в субботу. Свидетельство о Христе.
Свидетельство Иисуса
- Исцеление около Вифезды:
1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
В отличие от случая исцеления сына царедворца, описанного в предыдущей главе, здесь не говорится о вере больного – ведь он даже не знал, Кто такой Иисус – поэтому и веры не мог иметь. Но Христос исцелил его по Своему желанию. Поэтому, если в предыдущем случае для исцеления была необходима вера, а вернее будет сказать, признание Силы и Власти Христа исцелять, то здесь ПОКАЗАНА эта Сила и Власть. Ведь, например, для того, чтобы мертвый воскрес, от него невозможно ожидать веры, а Силу и Власть Христос имеет…
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
Иудеи тех времен ставили чрезмерные правила относительно субботы, считая, что просто переносить свою постель – это уже выполнение работы, а значит, нарушение субботы. Но, они не понимали значения субботы.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Как видим, Христос связал болезнь с грехами. Конечно, в современном мире такой взаимосвязи не очень наблюдается, но в Божьем Царстве это будет присутствовать – Исаии 65 глава:
20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.
Очевидно, в Божьем Царстве взаимосвязь между грехом и длительностью жизни будет присутствовать – и вполне вероятно, что процесс умирания грешника будет начинаться с болезни (см. «Божье Царство»).
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
- Преследование Христа:
16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
Этот стих может удивить – ведь в Бытие 2 глава сказано, что Бог, закончив сотворение земли и жизни на ней, отдохнул – Бытие 2 глава:
1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Но, как мы определили в рассмотрении этих стихов (см. «Бытие 1 глава» – часть «Седьмой день»), здесь Бог описал весь процесс творения – от начала и до счастливого завершения – где люди будут жить мирно и счастливо. Но описание Седьмого Дня для нас является анонсом – Бог так еще сделает в будущем, а пока все еще длится Шестой День Творения.
Поэтому Христос и сказал, что Его Отец доныне делает. Иисус отлично знал назначение соблюдения субботы – дня, который символизирует Седьмой День, день Божьего Отдыха (см. «Суббота»). И в такой день абсолютно не грех освободить от болезни несчастного человека – скорее наоборот...
18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
- Отец и Сын:
19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
Иисус неоднократно говорил о Его единстве с Отцом – Иоанна 14 глава:
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
Воскресение, о котором говорит Иисус, может быть двух видов – духовное и физическое, – как и смерть (см. «Мертвые»).
22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Здесь Иисус Христос описал духовное воскресение – потому как став на сторону Бога и Христа, человек начинает процесс оживления – о чем и следующие слова:
- Воскресение:
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
Услышать и ожить значит понять и принять Весть Христа, и стать на путь к Богу. Только поняв суть Учения Христа человек может стать на путь жизни – так он оживет, даже если после этого умрет в этом мире сатаны – Иоанна 11 глава:
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
Такой человек воскреснет в Божьем Царстве (см. «Божье Царство»).
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
Бог судит справедливо. Поэтому, дав власть производить суд Иисусу Христу – который был в человеческом теле на грешной земле, Бог позаботился о справедливости суда – Евреям 2 глава:
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Целью справедливого суда Иисуса Христа является НЕ осудить, а рассудить и помочь.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
Как видим, сначала будут суждены творившие добро – те, кто может оказаться достойным жизни – эта часть суда произойдет в Тысячелетнем Божьем Царстве. Правда, все же среди них будут и те, кто не пожелает меняться – Исаии 26 глава:
10 Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.
Но жить в Тысячелетнем Божьем Царстве такие люди будут не долго – Исаии 65 глава:
20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.
После смерти они будут ждать на окончательный суд в конце Тысячелетнего Божьего Царства – Откровение 20 глава:
11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Результатом этого суда для неисправимых грешников будет окончательное уничтожение – что и символизирует озеро огненное…
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
- Свидетельство о Христе:
31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
Иоанн Креститель, которого значительная часть иудеев признавали великим пророком, свидетельствовал об Иисусе Христе. Но все же народ к его свидетельству отнесся легкомысленно…
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
В сравнении с Божьими пророками древности, не говоря уже об обычных людях, дела Иисуса Христа были неоспоримым свидетельством того, что Он имел власть, данную Богом – Иоанна 3 глава:
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
Очевидно, здесь Иисус упоминает случай во время Своего крещения – Матфея 3 глава:
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Но в духовном понимании иудеи Бога действительно не слышали и не видели – Римлянам 1 глава:
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
Именно поэтому Иисус сказал следующее:
- Осуждение иудеев:
38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
Иметь слово Его, пребывающее в них – это иметь необходимый склад ума для восприятия Божьего Слова – Знания от Бога. Имея Святое Писание – дающее им чувство особенности, избранности, иудеи не были восприимчивыми к Знанию от Бога.
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
Иисус освидетельствовал поверхностную набожность избранного Божьего народа – они оказались частью мира сатаны:
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
Моисей свидетельствовал о приходе Иисуса Христа – Второзаконие 18 глава:
15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, -
16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
19 а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;
Что ж – согласно Божьему Слову, сказанному и записанному Моисеем в Святом Писании, иудеи, не приняв Христа, обрекли себя на Божье взыскание…