Иоанна 2 глава
Иисус превращает воду в вино. Очищение храма. Знамение Христа.
Превращение воды в вино
- Символическое превращение:
1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
На первый взгляд, возможно, это чудо Иисуса Христа ничем особенным не отличается от других Его многочисленных чуд. Но, на самом деле, оно таки отличается – ведь в нем есть немало символических элементов, которые делают его достаточно содержательным. Здесь присутствуют сосуды для очищения по обычаю Иудейскому (умывания – согласно иудейской трактовке Моисеева Закона), – и их почему-то именно шесть – число человеческого несовершенства (см. «Числа и народы»). Эти сосуды надлежало наполнить водой – после чего Иисус Христос превратил эту воду для очищения в вино. И произошло это на свадьбе – событии, которое Иисус Христос изображал в Своих притчах о приходе Божьего Царства – например, Матфея 22 глава:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
Как понимаем, в этой притче сын царя символизирует Иисуса Христа – символическая свадьба Которого состоится с началом установления Божьего Царства – Откровение 22 глава:
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
------------------
9 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
Значит, свадьба в истории превращения воды в вино также может иметь определенное символическое значение…
Иудеи времен Иисуса Христа достаточно щепетильно относились к вопросу гигиены – что видно в Марка 7 глава:
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
Эти предания старцев основывались на исследованиях влиятельными учителями древности (старцами) Моисеева Закона, и часто содержали домыслы этих учителей – о чем и сказал Иисус Христос в продолжении повествования в Марка 7 глава:
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
Моисеев Закон действительно предписывал следить за личной гигиеной. Но излишества – это не тот путь, о котором говорил Бог. То есть, иудейские законы, хотя и брали начало от Моисеева Закона, через наслоение дополнительных толкований и правил утратили Божье совершенство.
Во время Своего последнего празднования Пасхи – так называемой Тайной Вечери, Иисус Христос использовал вино в качестве символа Своей Крови – Луки 22 глава:
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Что ж, основные символы рассматриваемого чуда Иисуса Христа мы рассмотрели. Какие выводы?
Исходя из того, что древний Израиль в наше время символизирует неверный Богу христианский мир (см. «Израиль»), то и вода в шести сосудах для очищения по обычаю Иудейскому символизирует несовершенное понимание ценностей современным христианским миром. И во время Господнего Дня (наше время) – когда наступит время символической свадьбы, Иисус Христос превратит человеческое несовершенное понимание ценностей в драгоценную Божью Истину – Носителем которой Он является (см. «Тело и Кровь Христа»). Тем более, что как древние иудеи умывались водой – для очищения, так после искупительной Жертвы Иисуса Христа людям предлагается символически омыться Кровью Иисуса Христа (которую символизирует вино) – для очищения от греха – Откровение 1 глава:
4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Омыться Кровью Христа значит принять Его Учение и мышление – вследствие чего измениться – Ефесянам 4 глава:
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, -
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
Здесь дополним что, как указано в 11 стихе рассматриваемой главы, этим чудом Иисус Христос явил славу Свою, – и это действительно так – преобразование общественного строя несовершенного грешного человечества на Божье Царство Иисус Христос явит славу Свою.
- Очищение храма:
12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
Назначение Божьего Храма – служение Богу и общение с Ним – Матфея 21 глава:
13 и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
Иудейские предводители тех времен превратили служение и отношения с Богом в коммерцию, – не напоминает современного положения вещей?..
К этому дополним, что весь Божий народ является Его храмом (см. «Храм») – 2 Коринфянам 6 глава:
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Итак, эта история с очищением храма также может иметь символическое значение: Иисус Христос очистит Божий храм – Божий народ. В общем, все человечество должно было бы быть Божьим храмом – но люди превратили планету в дом торговли – для собственного обогащения. Но Иисус Христос все это прекратит – Матфея 13 глава:
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Люди эгоистического склада ума вызывали у Иисуса Христа возмущение.
- Разрушить храм:
18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21 А Он говорил о храме тела Своего.
22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.
Да – Иисус Сам знал, что в человеке – ведь Он является Светом – Иоанна 1 глава:
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Думаете – Иисус Христос говорил о Своем человеческом теле – что Оно воскреснет в три дня?.. Нет – в 21 стихе прямо сказано, что Он говорил о храме тела Своего. А как мы увидели в статье «Храм», Телом Христа являются Его ученики – 1 Коринфянам 12 глава:
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
------------------
20 Но теперь членов много, а тело одно.
------------------
27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.
На самом деле все это относится ко времени Конца – Дню Господнему. И указывает, что современный несовершенный и оскверненный храм Божий – несовершенное человеческое общество, будет разрушен – самими же грешными людьми. А Иисус Христос воздвигнет правильный храм Божий – создаст новое человеческое общество на основании Божьих принципов, – и сделает это в три дня. Вот только здесь следует понимать, что в Библейских пророчествах один день может символизировать один год – Числа 14 глава:
34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.
Пророчества в книгах Даниила и Откровение говорят, что в Последние Дни Россия, придя к мировому господству, за 3,5 года разрушит человеческую цивилизацию – после чего наступит время Нового Храма – о чем и сказано в Осии 6 глава:
1 В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: 'пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны;
2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.
А также, Аггея 2 глава:
6 Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу,
7 и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф.
8 Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.
9 Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф.
*Больше информации об этом см. «Храм».
Как сказано в Аггея, слава нового храма будет больше прежнего – новый Божий народ будет лучше древнего израильского народа – не говоря уже о современном грешном человечестве…