Марка 1 глава
Иоанн Креститель и крещение Иисуса Христа. Первые ученики. Исцеления и проповедование.
Начало служения
- Иоанн Креститель:
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Похоже, что здесь смесь стихов из пророчеств Малахии и Исаии:
1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
Объединение Марком этих стихов указывает, что они являются частью одного и того же пророчества – и относятся к Иоанну Крестителю:
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
Иоанн Креститель вел аскетический образ жизни, полностью посвятив себя служению Богу – в исполнение пророчества, данного его отцу – Луки 1 глава:
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
Итак, своей активной деятельностью Иоанн готовил иудеев к близкому пришествию Господа – Иисуса Христа:
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Вскоре Иисус Христос подтвердил, что Иоанн Креститель был символическим пророком Илией – Матфея 11 глава:
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
Итак, приведенными стихами из Малахии и Исаии о статусе Иоанна, Марко сразу указал на статус Иисуса Христа – ведь перед Ним шел символический пророк Илия (см. «Илья»), о котором предсказано в Писании, – поэтому Иисус и Был Тем Господом, Которого так ждали:
- Крещение Иисуса Христа:
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Голубь, спустившийся на Иисуса после крещения, был свидетельством Иоанну, что перед ним ожидаемый Сын Божий – Иоанна 1 глава:
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
- В пустыне:
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
Марко это событие описал достаточно сжато – даже не описал, в отличие от Матфея и Луки, как именно Иисуса Христа искушал сатана. Но, как и Матфей, Марко указал, что в пустыне Иисусу служили Ангелы – только Матфей уточнил, что Ангелы служили Ему после того, как Иисус устоял перед искушениями сатаны.
Упоминание об испытании в пустыне, – к тому же сорок дней – где срок сорок значит достаточное, исполненное действие (см. «Числа и народы»), – наводит на мысль, что это событие может иметь символическое значение. Ведь в Библии пустыня – это место испытания и очищения (см. «Пустыня»), – и, как ни странно, таким является современны мир человечества. И Учение Иисуса Христа, оставленное Им Его последователям, действительно прошло долгое испытание временем и сатаной – останутся ли верными Богу люди, руководствующиеся Учением Христа? Даже Сам Иисус Христос задавался таким вопросом – Луки 18 глава:
8 --------------. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
И после всех этих испытаний, как и после испытаний Иисуса Христа в пустыне, в Последние Дни также появятся Божьи Ангелы – Матфея 24 глава:
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Что в первом случае, описанном Марком, что во время Господнего Дня – Иисусу Христу служат Ангелы. Так, может приведенные нами возможные параллели действительно не случайны…
- Иисус начинает проповедовать:
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
Здесь имеется в виду арест Иоанна Крестителя – о чем говорится в Матфея 14 глава и Марка 6 глава.
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
Хотя, на самом деле, до наступления Божьего Царства еще было достаточно далеко – как мы понимаем, не меньше 2000 лет, – но для иудеев Царство действительно приблизилось – тогда Иисус Христос начал собирать первых членов будущего Божьего народа. Поэтому для всех них Божье Царство было не дальше, чем длительность их тогдашней жизни (см. «Божье долготерпение»).
- Первые ученики Иисуса Христа:
16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
В Евангелие от Иоанна (1 глава) объясняется, что Андрей был учеником Иоанна Крестителя – который и указал ему на Иисуса – как Христа (Христос или Мессия – избранный для выполнение определенной Божьей миссии). А уже Андрей указал на Христа Симону (Петру). Следовательно, очевидно услышав друг от друга Кем был Иисус, эти будущие ученики Христа без промедлений последовали за Ним.
- Проповедование Иисуса в Капернауме:
21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
Иисус преподносил Учение уверенно и понятно – было видно, что Он понимает и знает о чем говорит.
23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Иисус не хотел, чтобы о Нем свидетельствовали нечистые духи – поэтому и запрещал им:
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
- Исцеление Симоновой тещи:
29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
Вероятно, исцеление Симоновой тещи дало дополнительное побуждение жителям города приводить к Иисусу своих больных:
- Иисус исцеляет многих:
32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
Как говорится в других Евангелиях, жители Капернаума не оценили такие невероятные чуда, которые совершил среди них Иисус Христос – за что потом Иисус их осудил – Матфея 11 глава:
23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
Очевидно, жители этого города были самовлюбленными и эгоистичными – чудами пользовались с радостью, но к Богу обратиться не желали…
- Иисус идет проповедовать по Галилее:
35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
Жители Капернаума искали у Иисуса Христа только физическое исцеление, а Его целью было исцеление духовное – Он хотел распространять Божью Науку – Учение…
- Исцеление прокаженного:
40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
Прокаженный был уверен, что Иисус может его исцелить – поэтому так и сказал. И это проявление веры Иисус Христос оценил:
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
Хотя, фактически, с приходом Иисуса Христа Моисеев Закон утратил свою силу, но случилось это только после смерти и воскресения Христа. А до этого времени Иисус велел соблюдать Моисеев Закон.
Требование Иисуса Христа никому не рассказывать о Его чудах, вероятно, было частью исполнения пророчества о Нем, записанного в Исаии 42 глава:
1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;
Правда, обычно исцеленные не разделяли желания Иисуса Христа молчать о Его чудах:
45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.
Следовательно, с того времени у Иисуса Христа было мало возможности уединиться – чтобы отдохнуть или подумать…