Марка 15 глава
Суд над Иисусом у Понтия Пилата, издевательство над Иисусом и Его распятие. Смерть Иисуса и Его погребение.
Страдания и смерть Царя
· Суд у Понтия Пилата:
1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
Хотя, согласно Моисееву Закону, иудеи могли самостоятельно побить камнями Иисуса – за Его, как они говорили, богохульство, – но они понимали, что поступают неправильно. Поэтому и решили убить Его руками римлян – язычников, – в исполнение слов Иисуса Христа в Марка 10 глава:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Вот только обвинения иудеев выглядели неубедительно даже для римлян:
2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
В речи тех времен выражение «ты говоришь» является утверждающим ответом. То есть, Иисус не отрицал, что Он – Царь Иудейский. Вот только, Понтий Пилат, иудеи и Иисус вкладывали в это понятие разные значения – ведь для Пилата Иисус, вероятно, был безумным человеком, для иудейских старейшин – претендентом на их власть над народом, а Сам Иисус имел ввиду, что Он действительно будет Царем – и не только иудеев, но и всего мира…
3 И первосвященники обвиняли Его во многом.
4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
В общем, смысла отвечать Иисус не видел – Он и так знал результат всего этого судилища…
6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
Пилат не видел весомой вины Иисуса Христа и знал о коварстве первосвященников – и надеялся на милосердие и любовь к Иисусу простого народа. Но первосвященники, очевидно, к этому были готовы:
11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13 Они опять закричали: распни Его.
14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Что ж, хотя руки и были римлян, но распяли Христа иудейские старейшины…
· Издевательство над Иисусом:
16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
Насколько все это символично – ведь для Иисуса Христа Его Царствование действительно далось ужасными страданиями и унижением от грешных людей!..
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
· Распятие Христа:
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
Вполне возможно, что эта история с крестом имеет некое символическое значение – посторонний, грешный и несовершенный человек помог нести крест Божьему Сыну – орудие Его страданий и убийства, и, кроме этого, Выкупа человечества от греха и смерти. Возможно, это символизирует то, к чему позже призывал христиан апостол Павел в Галатам 6 глава:
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
То есть, помогать друг другу преодолевать трудности – выпадающие на нашу судьбу в этом мире сатаны. А возможно, здесь более глубокий смысл: Иисуса на казнь вели два типа людей – те, кто желал Ему смерти, и те, кто Ему сочувствовал, и, пускай даже нехотя, облегчал Его страдания – принимая часть страданий вместе с Ним – Иоанна 16 глава:
33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
В общем, все, кто будет «идти» вместе с Христом, получат часть Его страданий – но вместе с этим, и «облегчат» Его страдания – по крайней мере, они будут не напрасными…
22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
Вино, смешанное со смирной, притупляло боль, но также затмевало сознание. Поэтому, пока все не исполнилось, Иисус не хотел терять контроль над Собой.
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
Так исполнилось пророчество из 21 Псалма:
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
25 Был час третий, и распяли Его.
26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
Как преподносят другие Евангелия, такую надпись приказал прикрепить Понтий Пилат – вероятно, с целью насмешки над иудейскими старейшинами за такое безумное, по его мнению, осуждение. Но надпись соответствовала действительности – Иисус таки Царь…
27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
Это пророчество записано в Исаии 53 глава:
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
Вне сомнений, за всеми этими событиями стоял диавол, который очень хотел сломить Иисуса Христа – Иоанна 14 глава:
30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
Следовательно, все эти насмешники, сами того не ведая, были орудием в руках диавола.
· Смерть Христа:
33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Всевышний Бог – Источник Энергии, ассоциирующейся со Светом. Поэтому после насмешек, очутившись в удручающей тьме, Иисус действительно почувствовал Себя оставленным – давление диавола было колоссальным.
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
В старозаветные времена Божий храм был разделен на две части – одна скиния была регулярно посещаема и там проводилось служение. А вторая скиния была отделена от первой завесой, и называлась Святое-святых. Только раз в год первосвященник имел право туда войти и принести жертву. Значение всего этого хорошо объяснил апостол Павел в Евреям 9 глава:
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
------------------------
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
-------------------------
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
Итак, разрыв завесы в храме во время смерти Христа указывает на то, что рукотворный храм утратил свое значение, что Иисус Христос представил ценность Своей Искупительной Жертвы Богу, и, вместе с этим, открыл доступ к служению в небесном храме Божьим избранникам – так называемым братьям Христа (см. «Братья Христа») – Евреям 10 глава:
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
Получается, разрыв завесы – это смерть человеческого Тела (плоти) Иисуса Христа…
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Иисус не раз предупреждал Своих учеников о том, что Его ожидает – но они не очень понимали, о чем Он им говорит. Поэтому для них все это было неожиданно и очень трудно…
· Погребение Иисуса Христа:
42 И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, -
43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
Иисуса Христа распяли в 3 часу (25 стих), а умер Он после 9 часа (34 стих) – то есть, страдания на кресте длились больше шести часов – последние три из которых в удручающей тьме…
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Иосиф был не бедным – поэтому, похоронив Иисуса, он исполнил еще одно пророчество, записанное в Исаии 53 глава:
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
В течении Своей жизни на земле Иисус часто способствовал исполнению пророчеств, но на эти последние Он влиять не мог никак…