Марка 12 глава
Притча о преступных виноградарях. О подати. Воскресение из мертвых и наибольшие Заповеди. Лицемерие фарисеев и две лепты.
Наибольшие Заповеди
- Притча о преступных виноградарях:
1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
Как можно понять, эта притча о Боге – в качестве господина виноградника, и о предводителях израильтян – в качестве виноградарей. Дав израильтянам через Моисея Закон, Бог дал им возможность управлять собой самостоятельно – ожидая соответствующих Закону плодов:
2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
Рабами, которых Бог посылал к израильтянам, были Его пророки – Иеремии 25 глава:
4 Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, - и вы не слушали и не приклоняли уха своего, чтобы слушать.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
Наследство – это власть над Божьим народом, – что действительно должно принадлежать Божьему Сыну Иисусу Христу. А фарисеи и книжники не хотели отдавать свою власть над народом – Иоанна 11 глава:
47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
Какая тонкая и детализированная притча! – все так, как и произошло! И что интересно, для иудеев, по крайней мере для их старейшин, образы, использованные в притче, были знакомыми – ведь Бог не раз использовал образ виноградника в Святом Писании – например, в Исаии 5 глава…
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Использовав известные иудейским старейшинам образы, Иисус Христос открыто указал на их преступления – и наказание за это. Мало того, Он даже привел в пример еще одно пророчество:
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
Эти слова записаны в 117 Псалме:
22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
23 это - от Господа, и есть дивно в очах наших.
Иудейские старейшины должны были хорошо знать Писание – поэтому отлично понимали, о чем им говорил Иисус Христос:
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
Странно, что, понимая притчу Иисуса Христа о преступных виноградарях – где было указано и о последствиях выступление против Бога, – они и дальше пытались исполнить указанное в притче!
- О налогах:
13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому - либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
Что же – их хитрость здесь, так сказать, «лежит на поверхности»…
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Будучи Божьим Сыном, Иисус имел соответствующую поддержку Бога-Отца – Исаии 54 глава:
17 Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.
Такую же силу Бог обещает всем Своим верным…
- О воскресении из мертвых:
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
Писание они попросту не понимали, и, конечно же, не понимали Божью Силу – потому что, фактически, и Бога не знали.
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
Библия говорит о двух типах воскресения (в нашем, человеческом понимании) – одно, так сказать, промежуточное, а другое – окончательное (см. «Божье Царство»). Промежуточное воскресение будет происходить в Тысячелетнем Божьем Царстве – когда умершие будут оживать в физическом человеческом теле на земле – после такого воскресения смерть возможна. Окончательное же воскресение частично произойдет в начале Тысячелетнего Божьего Царства – для ограниченного количества Божьих избранников, – и в конце этого Царства – для всех остальных, достойных такой Божьей милости – Откровение 20 глава:
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Так как Иисус Христос в первую очередь искал Божьих избранников – которые будут достойны окончательного воскресения в начале Тысячелетнего Божьего Царства, – то именно о таком воскресении Он и говорил саддукеям. Также, Иисус знал, что они вообще не верят в воскресение мертвых, поэтому и привел им весомые аргументы:
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
В то время, когда жил Моисей, Авраам, Исаак и Иаков уже давно умерли – но Бог и дальше называл Себя их Богом – указывая, что для Него они живы. Дело в том, что Бог вне времени – 2 Петра 3 глава:
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Поэтому, для Него они еще живут в прошлом, и уже живут во времени их воскресения. Божье отношение ко времени хорошо видно по одному ответу Иисуса Христа фарисеям, записанному в Иоанна 8 глава:
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
В Новом Русском Переводе (НРП) этот стих звучит так:
58 Иисус сказал: – Говорю вам истину, еще до того, как Авраам родился, Я ЕСТЬ!
Для Иисуса Христа понятие прошлого, настоящего или будущего было одним и тем же.
В виду этого интересно звучат слова из Исаии 38 глава:
18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.
19 Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.
Действительно – только живой – то есть воскресший, – сможет славить Бога:
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Очевидно, люди, хорошо знавшие Писание и имеющие склонность к размышлениям, смогли оценить аргументы Христа:
- Наибольшие Заповеди:
28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
Две Заповеди, одинаковые по важности? А может Бога любить должно быть более важным? Но думать так не следует, потому что любовь – это любовь, любовь во всем. Невозможно любить Бога, не любя своих ближних – 1 Иоанна 4 глава:
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
--------------------
20 Кто говорит: 'я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
К тому же, эти Две наиважнейшие Божьи Заповеди вмещают в себя все Десять Божьих Заповедей (см. «Десять Заповедей»).
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
Видя позитивную обратную реакцию книжника, Иисус решил побудить слушателей к большему размышлению:
- Чей Сын Христос:
35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Иисуса признавали сыном Давида, и Он этого не отрицал. А этими словами Он указал на Свой статус – Он Господь, Которому надлежит сесть одесную Бога (по правую руку).
Также, здесь опять присутствует понятие Бога вне времени – ведь в Своей доземной жизни Иисус Христос был Богом израильтян, а родившись человеком Он был потомком Давида. Следовательно, этим вопросом Иисус показал слушателям, что мир не так прост и однозначен, как может показаться простому грешному человеку:
- О лицемерии книжников:
38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, -
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
Погоня за статусом и первоочередное удовлетворение собственных потребностей делает человека «слепым» и не способным анализировать Божьи Законы и принципы. Книжники знали Писание – поэтому имели перед Богом бОльшую ответственность – Луки 12 глава:
48 ---------------------. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
Несмотря на это, они заботились только о себе и о собственном достатке – поэтому и примут тем большее осуждение.
- Две лепты:
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.
У Бога невозможно купить Его благосклонность – потому что все и так принадлежит Ему:
Псалом 49:
9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,
10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.
Деяния Апостолов 17 глава:
24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем - либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.
Поэтому, Бог смотрит на размер пожертвования не в денежном измерении, а, скажем, в процентном соотношении относительно состояния дающего. Так на это смотрит и Иисус Христос. И щедрый человек получит от Бога поддержку и достаток – в этом можно быть уверенным – Псалом 36:
23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.