Иезекииля 4 глава
Наглядные пророчества Иезекииля об осаде Иерусалима и недостатке еды и воды.
Осада Иерусалима грядет
· Образ пророчества об осаде Иерусалима:
1 И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим;
2 и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан против него, и расставь кругом против него стенобитные машины;
3 и возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву.
Бог использовал разные методы для обращения Своего неверного народа – через одних пророков Он давал немало словесных пророчеств-предостережений, а здесь решил использовать образные пророчества – ведь образное восприятие у людей действительно лучше.
· Дни осады Иерусалима:
4 Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их.
5 И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева.
6 И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе.
После выхода Израиля из Египта – в Земле Обетованной, – во времена правления судей это был один народ. И во времена правления первых царей от Саула до Соломона это также было одно царство. Около 930 года до н.э. Израиль разделился на два царства – Израильское и Иудейское. С тех пор люди Израильского царства, фактически, полностью оставили Бога и поклонялись ложным богам. Люди же Иудейского царства – хотя и с переменным успехом, – но все же больше Израиля пытались держаться Бога и соблюдать Его наставления.
Как мы увидели в рассмотрении 1 главы, эти видения были даны Иезекиилю около 590 года до н.э. – а это 930-590=340 лет, – что не 390 лет беззакония Израилева дома. Возможно, те недостающие 50 лет Бог посчитал с предыдущих годов – ведь израильтяне и до этого не раз покидали Бога.
Относительно Иудина дома, то они, как мы уже сказали, хотя и не все время, но все же держались Бога больше израильтян – и, возможно, их беззаконий Бог насчитал именно 40 лет…
Следует признать, что такое объяснение как-то не очень убедительно. Поэтому, попробуем иначе – посмотрим на числа 390 и 40 с символической точки зрения. Как мы знаем, в Библии число 40 – число полноты действия, завершенное действие (см. «Числа и народы») – то есть, людям Иудина дома за все годы их беззакония Бог посчитал 40 лет – что вылилось в 40 дней лежания Иезекииля на правом боку (заметим – правом, одесную – возможно, именно из-за их какой-ни-какой верности). А вот людям Израилева дома за все годы их беззакония Бог посчитал 390 лет – что вылилось в 390 дней лежания Иезекииля на левом боку. В Библии для усиления значения определенного числового термина может использоваться его повторение – например, 666, – или десятикратное увеличение – как, например, 40 лет блуждания Израиля по пустыне и 400 лет Египетского рабства. Число 390 – это почти 400 – десятикратное увеличение, – недостает только 10 лет. Очевидно, верность Израилева дома Бог оценил в какие-то 10 лет – число человеческой полноты (см. «Числа и народы»). И, вероятно, именно благодаря этому часть израильтян спасется – Иезекииля 6 глава:
8 Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелевшие от меча, когда вы будете рассеяны по землям.
9 И вспомнят о Мне уцелевшие ваши среди народов, куда будут отведены в плен, когда Я приведу в сокрушение блудное сердце их, отпавшее от Меня, и глаза их, блудившие вслед идолов; и они к самим себе почувствуют отвращение за то зло,
какое они делали во всех мерзостях своих;
10 и узнают, что Я Господь; не напрасно говорил Я, что наведу на них такое бедствие.
Историки не имеют единого мнения относительно длительности осады Иерусалима Вавилонским царем – одни говорят, что осада длилась год-полтора, другие – что 2 или 2,5 года. Здесь, по времени лежания Иезекииля сначала 390 дней на одном боку, а потом еще 40 дней на другом – в пророчестве об осаде Иерусалима, – можем предположить, что осада длилась 390+40=430 дней, или немногим больше 1 года и 2-х месяцев:
7 И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него.
8 Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернешься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей.
Очевидно, Иезекииль неким образом должен был стать парализованным, и не мог бы повернуться на другой бок.
· Знамение недостатка еды и воды:
9 Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть их.
Заметим – здесь речь только о 390 днях Израилева дома, о 40 днях Иудина дома не говорится…
10 И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день; от времени до времени ешь это.
11 И воду пей мерою, по шестой части гина пей; от времени до времени пей так.
Один сикель – это 11,4 грамма. Следовательно, двадцать сиклей – это немногим больше 200 грамм. Один гин – около 3,6 литра. Следовательно, шестая часть – 600 грамм. Достаточно мало еды и воды, как на один день.
12 И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале.
В засушливых регионах сухой навоз животных до сих пор используют в качестве топлива для огня.
13 И сказал Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их.
Здесь как раз можно понять, почему ограниченное количество еды в Иезекиилевом образном пророчестве должно быть именно 390 дня – длительность лет беззакония дома Израилева, – потому что, в отличие от Иудина дома, который спустя 80 лет Вавилонского рабства вернулся на родину, люди Израилева дома были навсегда рассеяны между народами. Только единицы смогли вернуться, присоединившись к Иудину дому.
14 Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои.
Бог желал наглядно показать всю тяжесть ситуации, в которую попадет неверный народ. Но Он явил милость Иезекиилю, и позволил заменить топливо:
15 И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой.
16 И сказал мне: сын человеческий! вот, Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и в печали, и воду будут пить мерою и в унынии,
17 потому что у них будет недостаток в хлебе и воде; и они с ужасом будут смотреть друг на друга, и исчахнут в беззаконии своем.
К Своему неверному народу Бог посылал много разных пророков – вещавших, как мы можем видеть, разными способами. Но израильтяне упрямо не желали слушаться Бога…